Вепрь-Next: плагиат ГАЗа или нет? Подробности, аргументы, мнения сторон
Мы уже сообщали о том, что Группу ГАЗ заподозрили в плагиате дизайна внедорожника Вепрь Next. Для тех, кому лень куда-то слазить по ссылке, коротко напомню: немецкий инженер русского происхождения Юрий Постников заявил, что ГАЗ незаконно использовал его эскиз 2016 года, по которому к 2017 году слепил новый экспедиционный автомобиль Вепрь Next и его же версию в виде пикапа. Не скрою: заявил он это убедительно, и его эскизы действительно очень похожи на то, что показал ГАЗ на выставке «Комтранс». Но газовцы до сих пор почему-то от стыда не сгорели и даже готовят иск о защите деловой репутации в связи с ложным обвинением в плагиате. Давайте попробуем разобраться, кто тут прав, а кто нет. Правда, хорошо? Талантливо?
И только на рассвете, когда дописаны были последние строки,
я вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин.
Такой удар со стороны классика! А?
И.Ильф, Е.Петров “Золотой телёнок”
Немного о предмете спора
Начнём с того, что посмотрим на Вепрь Next и выясним, что это за зверь. Вепрь — это дикий кабан. Не знаю, зачем автомобиль назвали немного свинским названием, но уж как есть. Хотя, может, машину так окрестили не в честь кабана, а в честь реки Вепрь в Коми или деревни в Тверской области. В любом случае, машина выглядит действительно сильной, в меру агрессивной и чем-то похожа на дикое животное, родная стихия которого спрятана в лесных дебрях подальше от людей и цивилизации. Что представляет собой Вепрь Next с технической точки зрения?
В основе лежит шасси автомобиля ГАЗ-3308 «Садко». Серийное производство “Садко” началось ещё в декабре 1997 года. Конечно, тогда там стояли другие моторы — ЗМЗ-5231, с 2003 появился турбодизель ММЗ Д-245, ну а в 2013 году “Садко” подружили с ярославским ЯМЗ-534. На представленных на “Комтрансе” Вепрь Next стоят почти такие же турбодизели ЯМЗ-534 (149 л.с., 490 Нм).
1 / 2 На фото: ГАЗ-3308 «Садко» ‘1997–2012
2 / 2 На фото: ГАЗ-33088 «Садко» ‘2013–н.в. И уж коли это внедорожник, тут есть весь сопутствующий джентльменский набор: жестко подключаемый передний мост, самоблокирующиеся дифференциалы в мостах и “понижайка”. Но нам сегодня интересно другое: почему Вепрь Next выглядит именно так, а не иначе?
В принципе, всё с экстерьером понятно. Модульный принцип, используемый Группой ГАЗ, позволяет комбинировать различные готовые элементы. Поэтому нет ничего удивительного, что многие другие детали тоже узнаваемы. Кузов стоит от фургона ГАЗель NEXT, кабина — изменённая от ГАЗона NEXT. То есть конструкторы ГАЗа использовали то, что у них уже было. Собственно, об этом же говорит и комментарий, полученный мной от пресс-службы Группы ГАЗ:
— Автомобиль «Вепрь NEXT», который «Группа ГАЗ» представила на прошлой неделе на выставке COMTRANS/17, создан на шасси автомобиля ГАЗ-3308 «Садко» с кузовом фургона «ГАЗель NEXT». Разработка сделана на основе модульного принципа, который «Группа ГАЗ» применяет с момента выхода в 2013 году линейки NEXT на рынок – с широким использованием единых элементов в легких коммерческих автомобилях, грузовиках и автобусах, разрабатываемых «Группой ГАЗ».
На фото: ГАЗель Next ‘2013–н.в.
Когда-то Владимир Высоцкий, отвечая на записку из зала, в которой его упрекали в том, что многие мелодии его песен очень похожи, ответил, что, мол, всё моё — хочу и ворую сам у себя. Конечно, воровать самим у себя не получается, но тут кое-что похожее: для нового автомобиля использовали не новые элементы. И это для автопроизводителя абсолютно нормально, таким путём идут практически все. Особенно если дело касается коммерческой техники. Согласитесь, использовать своё можно всегда и никто за это упрекать не может.
На фото: ГАЗель Next ‘2013–н.в.
Но можно упрекнуть в том, что ГАЗ, имея все эти готовые модули ещё несколько лет назад, так и не сделал Вепря Next до 2017. Чего-то ждал. Может, идеи и эскизов от русско-немецкого специалиста?
Хронология событий
Новости / Новинки
Полноприводный автобус ГАЗон: каким он может быть
Мы вдохновились идеями, отображёнными на эскизах наших коллег из издания «Автопилот», и решили довести их до «нужной кондиции». За основу берётся грузовик ГАЗон Next, на его шасси устанавливается цельнометаллический…
60959 21 65 Допустим, что инженеры Группы ГАЗ не догадались сразу так подобрать все существующие компоненты, чтобы собрать новый внедорожник. “Модульный принцип – создание новых моделей в различных сегментах с применением унифицированных модулей — Группа ГАЗ применяет с 2013 года” — заявляет пресс-служба предприятия. А ведь представлен Вепрь Next был только в 2017 году. Странно?
Вот, что пишет нам доктор-инженер Юрий Постников из Магдебурга, Германия:
— ГАЗ сделал джип и пикап из кузовных панелей ГАЗон-Некст по моим эскизам 2016 года и представил их на выставке «Комтранс», которая открылась в Москве в начале этой недели, как своё достижение… Эти мои разработки были впервые опубликованы «Автопилотом» 17.01.2017 в статье «Кто на новенького»… Затем коллеги из «Колёс.ру» 30.01.2017 опубликовали на своём сайте в рубрике «Рендеры Колёса.ру» мои идеи в цвете, сопроводив их следующими комментариями: «Мы вдохновились идеями, отображёнными на эскизах наших коллег из издания «Автопилот», и решили довести их до «нужной кондиции». За основу берётся грузовик ГАЗон Next, на его шасси устанавливается цельнометаллический кузов с четырьмя боковыми дверьми и парой распашных дверей багажника».
На эскизах, приложенных автором, действительно указан 2016 год. И эскизы поразительно похожи на то, что показал ГАЗ на выставке в сентябре этого года. Вроде бы, всё сходится: ГАЗ действительно занялся плагиатом. Бессмысленным и беспощадным, как русский бунт и сажевый фильтр современного дизеля. Давайте теперь спросим у автогиганта, как им было не стыдно заниматься такими делами. И вот ответ от пресс-службы предприятия:
“Этот проект существовал на ГАЗе задолго до появления писем Постникова. Идея проекта «Вепрь NEXT» появилась в 2014 году. Именно тогда впервые был показан публике (на выставке СТТ-2014) предсерийный образец «ГАЗон NEXT» и прототип «Садко NEXT». В это время уже проектировался цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT», образцы машины проходили испытания. Идея проекта «Вепрь NEXT» состояла как раз в том, чтобы установить кузов цельнометаллического фургона на шасси внедорожного грузовика «Садко». В конце 2015 года началось серийное производство цельнометаллического фургона, а в начале 2016 года началась работа по созданию «Вепря NEXT» с использованием готового кузова. Для этого потребовалось установить на шасси «Садко» кабину «ГАЗон NEXT», соединить её с цельнометаллическим кузовом и уменьшить высоту кузова (поскольку кабина ГАЗона меньше по высоте, чем цельнометаллический кузов). Модульный принцип – создание новых моделей в различных сегментах с применением унифицированных модулей — Группа ГАЗ применяет с 2013 года.”
Думаю, тут потребуется некоторое разъяснение.
От эскиза на бумаге до готовой машины (пусть и предсерийной) — огромное расстояние. Действительно, не сильно сведущему человеку может показаться, что Вепрь NEXT точно повторяет рисунок Постникова. Но это совсем не так. Во-первых, на эскизах Постникова показано шасси Соболя 4х4, а не Садко. И на самом деле, это — принципиальное различие, достаточно лишь сравнить характеристики этих шасси и прикинуть, что могло бы получиться на базе Соболя, а что — Садко.
А вот с кузовом от фургона ГАЗель NEXT автор эскиза угадал. Угадал и с кабиной от ГАЗона NEXT: её хоть и изменили, но по факту это она и есть. Но не угадать тут было сложно: всё это стандартные ГАЗовские модули, и их использование было абсолютно логичным.
На фото: ГАЗель Next ‘2013–н.в.
Таким образом, автор эскиза не ошибся там, где ошибиться было невозможно, но немного напутал в том месте, которое определило всю суть Вепря Next — в его шасси.
Хотя, конечно, заметит это не каждый. И даже вполне вероятно, что многие из вас на это внимания не обратили.
Итак, вернёмся к датам. Всё, из чего скомпонован Вепрь NEXT — серийная продукция образца 2013 года. Так что на эскизе 2016 никаких новых дизайнерский решений нет и быть не может. Впрочем, никто не отрицает, что собрать из готовых модулей что-то новое — это тоже не просто. Да и сам Постников этого не отрицает и рассуждает вполне логично: “То, что используются элементы от серийных машин – это самое главное в моей концепции. Эти готовые элементы и есть тот золотой запас, которым мы пока ещё не научились пользоваться в полной мере. В их создание вложена масса труда конструкторов, технологов, изготовлена оснастка и штампы, а часто мимо них проходят или же просто выбрасывают. Само по себе использование стандартных элементов не гарантирует успеха. Пример — не очень удачная кабина ЗиЛа «Бычка» сделанная из кабины 7-ми тонного огромного грузовика, непропорционально большая, несуразная. Такое использование стандартных компонентов тоже никому особо не нужно.
Именно в том и есть искусство, сложить из 7-ми всем известных нот абсолютно новую и свежую мелодию.
Что понимать под принципиально новым?
Моё предложение имело новым возможное многократное удешевление производства нового класса 7-ми местных легковых внедорожников, существенное ускорение его старта. Такого не было ещё ни у кого.
То, что такие стандартные элементы есть у ГАЗа – это его несомненный успех и мы не склонны принижать их уровень. ГАЗ имеет весьма неплохие достижения в своей истории”.
Всё так и есть. Кроме того, что к этому времени идея скомпоновать готовые элементы в новый внедорожник уже не была новой.
На фото: ЗИЛ-5301 «Бычок»
Теперь второй вопрос: а не является ли Постников автором самой концепции внедорожника? Тут он, вроде бы как, опередил газовцев на целый год. И снова нет. “В конце 2015 года началось серийное производство цельнометаллического фургона, а в начале 2016 года началась работа по созданию «Вепря NEXT» с использованием готового кузова” — говорится в комментарии пресс-службы Группы ГАЗ. Эскизы же были сделаны Постниковым только в сентябре 2016. То есть, тут он по факту оказался тоже позже (и с ошибкой в шасси, которая — повторюсь — принципиально меняет характеристики, назначение и всю концепцию автомобиля).
Что такое плагиат и кому он нужен?
К сожалению, многие сейчас настолько запутались в технологии автомобилестроения, что очень многое им кажется плагиатом чистой воды. Вспомним хотя бы, сколько натерпелся КАМАЗ с новой кабиной. “Это ж Мерседес!” — тыча в него пальцем, укоризненно кивают головами диванные эксперты. “Украли, демоны!” — поддакивают другие. Ну, никто ничего не крал. Эти кабины собирают в Набережных Челнах в рамках совместного сотрудничества с Мерседесом. Никто же не говорит, что КАМАЗ свистнул коробки передач ZF или моторы Cummins, которые так же выпускают в Татарии.
На фото: КамАЗ-5490 ‘2013–н.в.
Другие “эксперты” в своё время готовы были смешать с грязью МАЗ-5440М9. В нём увидели одновременно Мерседес Актрос МР4, Вольво FMX и Ивеко Stralis. Первый грузовик сюда приплели из-за схожести кабин, второй — оптики, третий — зеркал заднего вида. Из-за кабин даже спорили: украли её у Мерседеса или всё же у Вольво? Да ни у кого никто не крал. Общие черты — дань моде, трендам. Вы же сейчас в кафтане на улицу гулять не пойдёте? Вот и у автомобилей есть своя мода. Только обусловлена она не только вкусами, но и возможностями новых технологий, новыми требованиями, новыми условиями эксплуатации. С оптикой и зеркалами всё ещё проще: их берут у одних и тех же производителей и поставщиков (фары Hella и зеркала Ficosa).
1 / 4 На фото: МАЗ-5440М9 Опытный ‘2014
2 / 4 На фото: Iveco Stralis ‘2002–06
3 / 4 На фото: Mercedes-Benz Actros MP4 ‘2011–17
4 / 4 На фото: Volvo FMX 370 ‘2013–н.в. К чему я это рассказал? К тому, что общие черты — это ещё далеко не плагиат. Это, скорее, печальная неизбежность сегодняшних дней. Но многим вся эта картина представляется исключительно как воровство идей, образов, решений. И, как мне кажется, иногда есть желающие на этом получить свой профит.
Новости / Авто и бизнес
ГАЗ заподозрили в плагиате из-за внедорожника Вепрь-Next
Российского автопроизводителя в плагиате обвиняет немецкий инженер русского происхождения, который утверждает, что новый внедорожник бренда – Вепрь-Next – выполнен по его эскизам, однако, он не давал разрешения на их…
4595 4 0 Есть, конечно, и другой вид плагиата, которым здорово грешат автопроизводители из Китая. Кого-то это люто бесит (например, BMW), а кто-то довольно потирает руки и говорит: “Во, наконец-то и нас скопировали! Значит, мы молодцы” (тут производителя называть не буду, вы сами догадались, о ком речь). Но это — другая история. Мы вернёмся к нашим Вепрям.
Вполне возможно, что идея Вепря Next пришла в голову одновременно и Постникову, и кому-то из конструкторов ГАЗа. Такое бывает, вспомните только историю радио с Маркони и Поповым. Но это не значит, что можно делать такие заявления, которые делает Постников:
— Обокрали? Да, но вот мои разработки изготовлены в металле, стоят на крутом салоне в Москве, все от них в восторге, а теперь ещё и знают, кто их истинный автор. Более того, я нарисую, разработаю и построю ещё! А они способны что-либо создать сами?
А вот своего хозяина – Олега Владимировича Дерипаску ГАЗовцы из дирекции по развитию, отдела главного конструктора, главного дизайнера, не моргнув и глазом, обокрали раза три кряду.
Первый раз они обокрали Олега Владимировича, когда целый год получали свои немаленькие зарплаты, ездили в командировки, на выставки по заграницам и ничегошеньки при этом не делали, никакого продукта сами не создали, так что пришлось от безысходности и бездарности воровать чужое. Второй раз обманули, когда под видом своей разработки подсунули ему краденое, а сказать об этом постеснялись.
Третий раз, когда наплевали на его и заводскую деловую репутацию, выставив ГАЗ на посмешище всей автомобильной Германии, а теперь и России.
Не самое красивое заявление, если честно. Попахивает популизмом, ну да бог с ним. Ведь вполне возможно, что автор искренне верит в то, что его эскизы стали основой для разработок Группы ГАЗ.
По ту сторону границы
Было бы крайне несправедливо по отношению к Юрию Постникову не привлечь его к нашей попытки разобраться в происходящем. И я благодарен ему за достаточно оперативные ответы на мои вопросы.
Итак, письмо от ГАЗа с просьбой предоставить концепцию автомобиля Соболь Next 4х4 было написано Постникову ещё 28 октября 2016. Обратим внимание на два момента: к тому времени работа на Вепрем Next шла на ГАЗе уже второй год и вряд ли там не сделали к тому времени своих эскизов. И второе: речь идёт о концепте Соболь Next 4х4, то есть о машине на шасси полноприводного Соболя, а не Садко. То есть, о другой машине.
На фото: ГАЗ Соболь 4×4 ‘2013–н.в.
Как поясняет пресс-служба Группы ГАЗ, в эскизах инженера их ничего не заинтересовало: “Можно предположить, что даже при отсутствии специального образования в области дизайна автомобилей, автор рисунков имел четкое представление о том, что все эти элементы – от серийных продуктов Горьковского автозавода, разработанных еще в 2013 году конструкторами ГАЗа. Учитывая бессмысленность предлагаемого сотрудничества, никакие серьезные переговоры с господином Постниковым далее не велись”. При этом ГАЗ не отрицает, что переговоры не велись “далее”, то есть, они всё-таки когда-то начинались. И, скорее всего, именно отказ ГАЗа от сотрудничества с Постниковым и делает мнение последнего относительно своего вклада в Вепрь Next чересчур предвзятым.
Кто виноват и что делать?
Не моё это дело — встревать в разбирательства между инженером из Германии и Группой ГАЗ. Я всего лишь хотел положить одну руку на Библию, другую — на конституцию и хотя бы свободной ногой изложить ситуацию исходя исходя из фактов и здравого смысла. Конечно, я не вижу здесь никакого плагиата и воровства со стороны ГАЗа. Вепрь Next — разработка завода, и поводов для претензий со стороны Постникова быть не может. Но зато есть множество причин для иска со стороны ГАЗа: обвиняют его абсолютно беспочвенно.
Если бы не гневные нападки и излишняя экспрессивность Постникова, я посчитал бы всю эту ситуацию обычным недопониманием, которое иногда в жизни встречается даже между друзьями. Но попытки Юрия Постникова не убедить в своей правоте, а именно оскорбить работников ГАЗа, говорит о его желании получить профит в виде пиара или хотя бы привлечения внимания к своей работе. И это, конечно, неправильно.
Но вот в чём он прав однозначно, так это в следующем: “Один выход – забыть и разойтись, и я буду работать в этом направлении с каким-либо другим производителем. Скорее всего, сотрудничество с ГАЗом не получится. С моей стороны будут продолжены эти разработки с другими сотрудниками, другими заинтересованными заводами…
…Жизнь будет продолжаться!”
Очень хочу, чтобы всё так и произошло. Чтобы дело до суда не доходило, ибо кончится это плохо.
Разумеется, не для Группы ГАЗ.
В общем, “мирись-мирись и больше не дерись”!
ОпросНа чьей вы стороне в этом споре?