Как самоизоляция обрушила российский автомобильный рынок
Остановка по требованиям безопасности
Текущий год уже вошел в историю автомобильного рынка России благодаря «черному апрелю», когда объем продаж новых легковых автомобилей упал почти в четыре раза. И хотя ближе к концу лета ситуация начала стабилизироваться, остается открытым вопрос, окажется ли 2020 год для отрасли катастрофическим или просто плохим.
История болезни
Формально отечественному авторынку нездоровилось еще до начала пандемии: спад начался уже в прошлом году. Объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2019 году снизился по сравнению с 2018-м, но незначительно: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая получает сведения от производителей и импортеров, продажи составили 1 759 532 машины — на 2,3% меньше, чем в 2018-м.
Агентство «Автостат», которое собирает данные о регистрациях новых автомобилей и считает легкие коммерческие отдельно, сообщило о сокращении продаж в 2019 году на 2,5%, до 1 593 050 шт.
Падение уже в том же году стоило нам потерь: совместное предприятие Ford Sollers прекратило производство и продажи легковых автомобилей и сосредоточилось на легких коммерческих, где позиции марки Ford гораздо более стабильны. Правда, спад не остановил других игроков: в декабре в Россию вернулся Opel, которого в 2017 году купила французская группа PSA.
Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ, подводя итоги 2019 года в январе 2020-го, сказал: «В наступившем году мы ожидаем похожей по сложности ситуации на рынке. Прогноз на 2020 год — 1,72 млн единиц, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1% относительно уровня, достигнутого в 2019 году».
Он ошибся. По данным АЕБ, за восемь месяцев 2020 года в России продано 880 198 легковых и легких коммерческих автомобилей, это почти на 17% меньше, чем за тот же период прошлого года (1 058 602).
Компания Russian Automotive Market Research считает, что с января по август текущего года на российском рынке реализовано 880,36 тыс. новых легковых автомобилей, что на 12,2% меньше аналогичного периода 2019-го, и 64,47 тыс. легких коммерческих автомобилей. Таким образом, общая сумма — 944,83 тыс., на 12% меньше, чем за тот же период 2019 года.
Несмотря на различие методик и результатов в абсолютных числах, можно сделать вывод, что спад продаж автомобилей в России хотя и серьезный, но не такой масштабный, как в целом в мире: в глобальном масштабе продажи снизились на 22%.
Что же происходит на нашем рынке? Причины известны.
Нерабочие недели
Главная причина снижения продаж автомобилей — ограничения, введенные в связи с пандемией коронавируса. Объявленные президентом нерабочие дни по всей стране продолжались с 28 марта по 11 мая, а в Москве ограничения были сняты только 8 июня. Работа автосалонов была разрешена с 1 июня. Ограничения по образцу столичных были введены практически во всех регионах, и автомобили просто запретили продавать физически. В некоторых регионах удалось добиться смягчения режима, в этом помогло отраслевое объединение: ассоциация «Российские автомобильные дилеры» добилась поддержки Минпромторга и обращалась к региональным руководителям с просьбами о разрешении дилерам работать. Однако это касалось прежде всего продажи запчастей и работы автосервисов, а продажи автомобилей были разрешены лишь в нескольких регионах.
Вынуждены были приостановить работу и российские автозаводы, так что поставки автомобилей в дилерские сети тоже уменьшились. Производство останавливали не только из-за противовирусных ограничений в России, но и из-за недостатка комплектующих, которые поставляются из-за рубежа — предприятия в других странах прекращали работу.
В итоге в апреле продажи сократились почти в четыре раза по сравнению с 2019 годом — на 72,4%, в мае — более чем в два раза, на 51,8%. Последствия ограничений сказались и в июне: в этом месяце продажи были ниже, чем в прошлом году, на 14,6%.
Неизбежным результатом такого жестокого испытания для отрасли стало сокращение числа официальных дилеров. В январе 2020 года их, по данным «Автостата», насчитывалось 3370, а через полгода осталось 3152 — на 218 меньше. Ранее дилеры также закрывались или теряли контракты с производителями и импортерами — так, в начале 2019 года их было 3450, на 80 больше, чем в конце года. Однако нынешнее сокращение в своем роде рекорд: Россия в этом плане откатилась на уровень 2010 года, когда в стране было 3193 официальных дилера.
Это отчасти связано с уходом из России некоторых брендов, например узбекского Ravon и китайского Hawtai. Но расторжение дилерского контракта не всегда означает закрытие автоцентров — некоторые из них находят новых партнеров. За эти полгода было расторгнуто 362 контракта, но заключено 144 новых. Место Ravon, возможно, займет Chevrolet.
Сопутствующие заболевания
В 2020 году, по статистике АЕБ, лишь три месяца принесли рост продаж по сравнению с прошлым годом — январь, март и июль. Однако повышенный спрос в марте (плюс 4% к марту 2019-го) Томас Штэрцель, сменивший Йорга Шрайбера на посту председателя комитета автопроизводителей АЕБ, связывает с ожиданием падения курса рубля и стремлением покупателей приобрести автомобили до связанного с этим повышения цен.
Цены действительно растут. Хотя большинство автомобилей для российского рынка производятся на российских же предприятиях, часть комплектующих поставляется из-за рубежа, и падение курса рубля приводит к росту себестоимости автомобилей.
При этом, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения России во втором квартале 2020 года упали на 8% в годовом выражении — это рекордное значение с 1999-го. Падение доходов покупателей стало одним из следствий пандемии, и этот спад также оказал и еще окажет влияние на рынок.
Сгладить последствия повышения цен и обеднения покупателей помогает проверенное средство — государственные программы льготного кредитования. Уже в марте они обеспечили заметную долю клиентов, приобретающих автомобили в кредит,— не менее четверти. Затем в рамках мер по поддержке автопроизводителей к изначально запланированным 5 млрд руб. было выделено еще 12,5 млрд руб., и льготные кредиты стали доступными не только тем, кто покупает первый автомобиль, и семьям с несовершеннолетними детьми, но и работникам государственной системы здравоохранения, а также тем, кто сдает в трейд-ин автомобиль старше шести лет. Обновленные программы запустили 1 июня, и они позволяют сэкономить 10% стоимости автомобиля, а в Дальневосточном федеральном округе даже 25%. Специальные условия предлагаются тем, кто покупает первый автомобиль, семьям с детьми, а также работникам здравоохранения. По сравнению с программами прошлых лет увеличен порог стоимости машины — до 1,5 млн руб. Медработникам, правда, сумму ограничили миллионом.
Выделенной суммы должно хватить примерно на 100–150 тыс. автомобилей — ориентировочно от 7% до 10% от общего объема продаж в текущем году. Если считать, что без льготных программ будущие автовладельцы не купили бы новый автомобиль в нынешнем году, прибавка очень значительная. В 2019-м 3 млрд руб. хватило, чтобы помочь приобрести 30,9 тыс. автомобилей.
Также государство выделило средства на закупку автомобилей скорой помощи, почтовых фургонов и других машин, на льготный лизинг, что тоже окажет помощь автопроизводителям.
Пошли на поправку
В июле у дилеров и производителей был почти праздник: продажи выросли почти на 7%. В этом сыграли роль и программы кредитования, и, конечно, отложенный спрос — многие из тех, кто не сумел купить автомобиль весной, реализовали свое намерение летом. Дело дошло до дефицита некоторых моделей. Так, не хватало универсалов Lada Largus, месяц и более надо ждать недавно обновленный кроссовер Hyundai Creta. Эти модели как раз попадают в лимиты по стоимости для льготных программ кредитования. Однако дефицит был заметен не только в массовом сегменте, но и в премиальном, и зачастую покупателям приходилось брать не совсем ту комплектацию, которую они планировали, а более дорогую или, наоборот, подешевле. Возможно, если бы не этот дефицит, возникший из-за весенних остановок заводов в России и мире, объем продаж в июне был бы больше.
Продажи легковых автомобилей в 2020 году по сравнению с 2019 годом*
|
открыть таблицу в новом окне
Источник: АЕБ.
*Ежемесячные данные АЕБ не включают данных о продажах BMW и Mercedes-Benz Rus в связи с решением штаб-квартир BMW Group и Mercedes-Benz AG изменить периодичность публикации данных о продажах с ежемесячной на ежеквартальную.
«Рост продаж по некоторым брендам мог бы быть еще выше, если бы не отсутствие запасов автомобилей на складах, связанное с прерыванием производства весной. Можно полагать, что в премиальном сегменте рынка динамика продаж еще лучше. На текущий момент рынок характеризуется низкой прогнозируемостью в связи с непредсказуемым развитием ситуации с курсами валют, потенциальных цен, экономических и финансовых последствий, а также новых возможных ограничений, связанных с пандемией, что может сделать дальнейшую государственную поддержку крайне важной для дилеров и производителей»,— прокомментировал результаты июля Томас Штэрцель.
Всплеск продаж, однако, пока оказался именно всплеском, а не подъемом. В августе суммарные продажи вернулись на уровень 2019 года. Хотя, судя по тому, что у многих марок и в этом месяце был заметный прирост, спрос пока не совсем удовлетворен. Например, продажи Volkswagen в этом месяце увеличились на 34%, а Hyundai — на 24%. И даже дефицит некоторых моделей сохраняется. Так, управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев отметил, что в спрос на все модели корейского бренда превышает предложение. Он считает, что спрос будет удовлетворен только концу года.
Между тем ожидания роста цен стали воплощаться в реальность, цены начали подниматься. По оценке Росстата, с начала января до начала сентября средние цены на автомобили иностранных брендов выросли почти на 5,7%. С началом осени процесс пошел быстрее: по сообщению агентства «Автостат», 22 из представленных в России 49 марок изменили прайс-листы — конечно, в сторону повышения. Единственная модель, которая подешевела,— китайский кроссовер Foton Sauvana, цена на который снижена на 200 тыс. руб.
Однако в дальнейшем такие скидки маловероятны — дилеры не готовы торговать автомобилями в убыток. Удар пандемии и без того вынудил и дилеров, и автопроизводителей оптимизировать свою работу и выбрать все резервы.
Группа здоровья
За восемь месяцев 2020-го успехом можно считать положительную динамику продаж по сравнению с тем же периодом прошлого года, но этим могут похвастать лишь некоторые производители. По данным АЕБ, в их числе китайские Changan (28%) и FAW (101%), у которых рост связан с эффектом низкой базы — в прошлом году они продали менее чем по тысяче автомобилей. Кто же еще в плюсе?
Заметно прибавил китайский Haval: его продажи в 2020-м превысили 10 тыс. автомобилей — на 75% больше, чем в 2019-м. Компания открыла в прошлом году завод в Тульской области, и это позволяет несколько экономить на издержках. Хороший результат показали уже хорошо известные в России Geely (+37%) и Chery (+34%). Хорошо идут дела у Suzuki: продажи выросли на 17%. Неплохой спрос на Skoda в августе (9001 автомобиль, на 28% больше, чем в августе прошлого года) обеспечил ей прирост по итогам восьми месяцев — плюс 3%. Это самая успешная марка в текущем году в первой десятке — Lada, Kia, Hyundai, Renault и Volkswagen хотя и продали в 2020-м больше автомобилей, чем чешский бренд, пока не достигли своих же уровней прошлого года, и отстают на 10–20%.
Вполне предсказуемы хорошие результаты премиальных и люксовых брендов — обычно эти сегменты неплохо чувствуют себя даже в периоды кризисов. BMW прибавила 17%, Mercedes-Benz — 11%, а Porsche — 3%. Можно поздравить с успехом и Cadillac (+34%).
Заметные успехи в России демонстрировали китайские производители Geely и Haval, продажи которых выросли в несколько раз по сравнению с 2018 годом.
Выписной эпикриз
Несмотря на то что спрос летом вырос, даже при его дальнейшем восстановлении — что маловероятно из-за снижения доходов населения — итогом года будет спад по сравнению с 2019-м. Прогноз АЕБ — 1339 тыс. новых автомобилей, что ниже уровня прошлого года на 23,9%. «Новый прогноз основан на предположении о продолжении государственной поддержки стимулирования покупательского спроса и отсутствии второй волны пандемии»,— поясняет Томас Штэрцель.
Обновлять автомобили не перестанут, но значительная часть потенциальных покупателей новых машин перемещается на рынок подержанных автомобилей. Объем продаж на рынке секонд-хенда, по данным «Автостата», вырос по сравнению с прошлым годом на 10,5% и достиг 554,6 тыс. экземпляров. Правда, и продажи автомобилей с пробегом понесли потери из-за пандемии — ими ведь тоже было довольно сложно торговать в апреле и мае. Поэтому по итогам восьми месяцев 2020 года общий объем продаж автомобилей с пробегом сократился на 5,8%. При этом цены на подержанные автомобили не снижаются, а растут вслед за прайс-листом на новые модели.