Справится ли Россия с ужасающим отставанием в области беспилотной авиации? - Автотранспорт: легковой и грузовой

Справится ли Россия с ужасающим отставанием в области беспилотной авиации?

Справится ли Россия с ужасающим отставанием в области беспилотной авиации?

Макет БПЛА «Гром». Иллюстрация: tvzvezda.ru

Проходящий с 23 по 29 августа в подмосковном парке «Патриот» Международный военно-технический форум «Армия-2020» отметился, как и всегда, целым рядом премьерных показов различных типов военной техники, а также насыщенной деловой программой, включающей подписание многомиллиардных контрактов, как в интересах Министерства обороны России, так и экспортных. При этом на текущей выставке отдельного внимания заслуживают перспективные беспилотные летательные аппараты (БПЛА): именно в этой категории вооружения представлены наиболее важные новинки этого года.

«Орион» — первый российский MALE беспилотник идёт в серийное производство

Все ключевые новинки в области беспилотной авиации на «Армии-2020» были представлены группой компаний «Кронштадт». В экспозицию компании входили три тяжёлых БПЛА, относящихся по международной классификации к аппаратам класса MALE (medium-altitude long-endurance — средней высоты и большой продолжительности полёта). До сегодняшнего дня в составе Вооружённых сил (ВС) России БПЛА этого класса отсутствовали, однако ситуация уже меняется. Так, демонстрировавшийся на форуме БПЛА «Орион», самый легкий и компактный из трёх (максимальная взлётная масса 1150, размах крыла 16,3 метра, длина 8 метров), уже находится в опытно-войсковой эксплуатации с апреля 2020 года и даже применялся в Сирии. Согласно словам генерального директора «Кронштадта» Николая Долженкова, на поставку серийных «Орионов» уже подписан контракт.

Несмотря на то, что выдающимися характеристики аппарата назвать нельзя — у «Ориона» мала боевая нагрузка (60 кг при нормальном полёте, который может длиться до 24 часов, 250 кг — максимальная) и нет спутникового канала управления (боевой радиус сильно ограничен радиоканалом управления), машина является первым шагом России к сокращению колоссального отставания в области беспилотной авиации. Для понимания ситуация — в военной операции США против Ирака в 2003 году уже активно использовались ударные БПЛА MALE-класса MQ-1A Predator, по своим характеристикам и внешнему виду очень похожие на «Орион» (даже поршневой двигатель в обоих аппаратах используется одинаковый — австрийский Rotax 914), но уже тогда имевшие спутниковый канал связи. При этом БПЛА MALE-класса, в отличие от России, производят очень многие страны, такие как Израиль, Турция, Южная Корея, ЮАР, Иран и др.

«Сириус» и «Гелиос» — настоящее будущее российской беспилотной авиации

В действительности оказаться в списке лидеров помогут остальные изделия, продемонстрированные «Кронштадтом». Одно из них, тяжёлый БПЛА «Сириус», уже демонстрировался однажды на «Армии-2019», но тогда это была гражданская версия машины. В новом, военном облике, «Сириус» имеет максимальную взлётную массу 2500 кг, размах крыла 23 метра, длину 9 метров и боевую нагрузку до 450 кг. Что очень важно, БПЛА должен получить спутниковый канал связи и управления, что позволит применять машину в радиусе не менее 1000 км. Как и «Орион», «Сириус» будет способен применять различные управляемые ракеты и бомбы. Отметим, что информации о сроках завершения разработки нет, а на форуме демонстрировался макет.

Ещё более крупным БПЛА, разрабатываемым группой «Кронштадт», стал «Гелиос-РЛД». Он обладает ещё более внушительной взлётной массой в 4 тонны, размахом крыла в 30 метров, длиной в 12,6 метров и может нести до 800 кг полезной нагрузки. Боевой радиус машины составляет впечатляющие 3000 км. В показанной конфигурации, «Гелиос» является БПЛА радиолокационной разведки (патрулирует воздушное пространство, выявляя цели на земле, на воде и в воздухе с помощью радиолокационной станции), однако заданные характеристики позволят создать и ударную версию аппарата, которая сможет приблизиться по возможностям к наиболее продвинутому западному аналогу — американскому MQ-9 Reaper, хотя по полезной нагрузке его и не достигнет. Вполне очевидно, что Группа «Кронштадт», демонстрируя «Гелиос», показывает намерения навязать конкуренцию другому проекту тяжёлого БПЛА — «Альтиус-У», который ранее разрабатывал ОКБ имени М. П. Симонова, а с 2018, после серьезного скандала и ареста генерального директора компании Александра Гомзина, разрабатывается «Уральским заводом гражданской авиации». Попытки «Кронштадта» могут оказаться полезны — конкуренция всегда является залогом успеха.

«Гром» — концепция будущего

Самым футуристическим из продемонстрированных изделий стал высокоскоростной ударный БПЛА «Гром». Концепция применения аппарата заключается в его эксплуатации под контролем пилотируемых самолётов, а именно истребителей пятого поколения Су-57 и четвёртого поколения Су-35. Несколько таких БПЛА, развивающих скорость до 1000 км/ч и несущих различное бомбовое и ракетное вооружение (до 2 тонн), выполняют наиболее рискованные ударные операции: подавление противовоздушной обороны (ПВО) противника, наземных и надводных целей на глубине территории противника. Боевой радиус в 700 км вполне сопоставим с таковым у пилотируемых истребителей.

Подобная концепция сегодня рассматривается в мире как одна из наиболее перспективных. Так, в США в 2019 году уже совершил первый полёт БПЛА XQ-58 Valkyrie, разрабатываемый компанией Kratos Defense & Security Solutions в интересах американских военно-воздушных сил (ВВС). Собственно, «Гром» очень похож по облику именно на «Валькирию». Помимо XQ-58 в конкурсе ВВС США участвуют образцы, разрабатываемые компаниями Boeing, General Atomics и Northrop Grumman, однако открытой информации о них пока нет. Ещё один проект под названием Loyal Wingman разрабатывает Boeing Australia для ВВС Австралии.

***

Как мы видим, перспективных проектов в области беспилотной авиации в России достаточно много. При этом надо отметить, что они в большинстве своём находятся на ранних этапах разработки, а необходимость в этих машинах была ещё вчера. Пока Россия не может предложить собственных концепций, руководствуясь иностранным опытом, что логично, учитывая имеющееся до сих пор ужасающее отставание от конкурентов, возникшее из-за непонимания командованием ВС России в начале 2000-х важности тематики БПЛА в войнах будущего. Сегодня при необходимом финансировании и эффективности работы есть шансы в течение следующих 5 лет приблизиться к конкурентам, после чего начать разрабатывать и внедрять также и собственные концепции.

Леонид Нерсисян, военный аналитик специально для EADaily

Источник