С какими поломками автомобилей сталкиваются водители
Каршеринг ответит за техническое состояние
Контроль за каршерингом предлагают ужесточить. Письмо министру транспорта на эту тему направила директор Института развития правового общества Дарья Гладыш. По ее словам, в последнее время значительно выросло число ДТП из-за технических неисправностей арендуемых автомобилей. В связи с этим предлагается закрепить в законодательстве ответственность владельцев каршеринговых компаний за техническое состояние машин. Также нужно четко прописать, как водитель должен осматривать автомобиль перед поездкой и исключить пункты, которые касаются внутреннего состояния машины.
Сейчас пользователь должен подтвердить через мобильное приложение исправность автомобиля как визуальную, так и техническую. Но многие водители узнают о поломках только во время движения, пояснила автор инициативы Дарья Гладыш: «Техническое оснащение, которое есть в автомобиле, не передает информацию о техническом состоянии автомобиля.
Поэтому мы посчитали, что требуется на федеральном уровне ввести ответственность каршеринговых компаний за техническое состояние автотранспортного средства, которое находится в их парке.
Также мы предлагаем уменьшить порог прохождения планового ТО для таких автомобилей, до 5 тыс. км и раз в квартал. Есть случаи, когда у людей на МКАД отказывают тормоза, или ломается гидроусилитель руля, и человек не может перестроиться из ряда в ряд, — совершенно страшные вещи, которые могут привести к гибели людей, и ответственность за это ляжет на того человека, который в этот момент ехал в этом транспортном средстве».
Каким образом каршеринговые сервисы смогут бороться с мошенниками
В каршеринговых сервисах не видят необходимости в усилении контроля. В «Яндекс.Драйве» “Ъ FM” сказали, что благодаря телематике сотрудники компании отслеживают состояние автомобилей в режиме реального времени, и неполадки сразу устраняются. Сломанная машина становится недоступной для бронирования.
В «Делимобиле» также считают предложенные меры избыточными. Об этом рассказала пресс-секретарь сервиса Ульяна Смольская: «В правовом поле любой оператор каршеринга всегда в полной мере несет ответственность в случае, если, к примеру, арендатору предоставлен неисправный автомобиль. Но вопрос доказательств этих обстоятельств относят на практике к компетенции экспертных организаций, и, конечно же, презумпции вины арендатора тут никакой не существует. Клиент осматривает автомобиль на предмет внешних повреждений. Что касается частоты обслуживания автомобилей каршеринга, то они проходят техническое обслуживание в разы чаще, чем личные автомобили, потому что это происходит ежедневно. Каждая машина снабжена телематическим оборудованием, которое в режиме реального времени позволяет отслеживать ее техническое состояние. Нет на линии автомобилей, которые были бы неисправны».
Почему программе субсидий не хватило российской телематики
Адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько предупреждает: если требования к каршеринговым сервисам повысят, то услуги аренды авто могут подорожать: «Если какие-то изменения делать в отношении периодического техосмотра, через 5 тыс. км, то такое правило нужно устанавливать в отношении всех автомобилей, ведь если каршеринг за 5 тыс. приходит в негодность, то почему другой автомобиль через 5 тыс. не должен прийти в негодность при движении по тем же дорогам и под управлением тех же людей?
Тем более, если каршеринговая компания обязательно делает техобслуживание каждые 5 тыс. км, это, безусловно, вызовет рост цен на услуги каршеринга, потому что стоимость эксплуатации автомобиля, конечно, будет потом заложена в конечную цену.
Лично мне не известны случаи, чтобы признали виновным арендатора каршеринга только потому, что он чего-то там не проверил. Как правило, виновными признают их по той причине, что они превысили скорость, проехали на красный, не пропустили другое транспортное средство или пешехода, и тому подобное. То есть такие случаи, чтобы прямо четко написали, что он не проверил техническое состояние и из-за этого отвалилось колесо или отказали тормоза, мне такие случаи не известны».
В августе заммэра Москвы Максим Ликсутов призвал пересмотреть требования к каршерингу из-за роста аварийности. По его словам, за первые полгода число смертельных ДТП с участием арендованных машин увеличилось на 20% по сравнению с прошлогодними показателями.