Основы правильного подбора грузовых шин и дисков
Как выбрать шины? Данный вопрос актуален практически для каждого автомобилиста. В особенности это касается выбора шин для грузовых автомобилей, ведь условия эксплуатации здесь будут значительно отличаться. Здесь необходимо учесть целый ряд параметров, чтобы правильно выбрать грузовые шины:
- тип грузовика;
- масса перевозимого груза и иные особенности эксплуатации грузового автомобиля, которые определяются категорией используемых дорог, характером водителя авто и характером перевозок;
- на какой оси будут установлены шины (колеса прицепов, ведущие или рулевые) и тому подобное.
Именно эти параметры позволят определяться с особенностями подбираемых шин, их конструкцией и рисунком протектора. Правильный подбор шин и дисков позволит обеспечить превосходную управляемость, динамику разгона, тормозную функцию, безопасность движения и груза, а также будет способствовать экономии топлива.
Конструкция грузовых шин
Для того чтобы правильно подобрать резину для грузового автомобиля, следует знать их конструкцию, а также основные параметры. Грузовая шина имеет следующие элементы:
- бортовое проволочное кольцо, оно представляет пучок стальной проволоки и нужно для правильной посадки шины. К тому же кольцо уплотняет шину, а также удерживает ее на месте;
- функция боковины заключается в защите слоя корда. Указанный элемент грузовой шины достаточно чувствителен, ведь он влияет на ходовые качества и комфорт движения грузового автомобиля;
- направленные и продольные канавки образуют систему для отвода жидкости из пятна контакта;
- между беговой дорожкой шины с одной стороны и боковиной с другой располагается плечевая зона протектора. Параметры плечевой зоны влияют на улучшение протектора покрышки и соединения каркаса;
- центральное ребро протектора отвечает за точность в рулевом реагировании, а также курсовую устойчивость;
- протектор выполнен из особо прочной резины и представляет толстый слой. Именно он при движении контактирует с дорожной поверхностью. К тому же он защищает каркас шины от повреждений. Протектор чаще всего имеет два слоя и более;
- слои брекера представляют ряд слоев металлокорда, которые обеспечивают прочность конструкции шины. Технические характеристики брекера должны обеспечивать покрышки от проникновения в него всевозможных инородных предметов;
- характеристики слоя корда каркаса отвечают за передачу тормозного и рулевого усилий между дорожной поверхностью и колесом;
- бортовая лента защищает борт при монтаже шин и дисков, в том числе предохраняет его от стирания непосредственно об обод в период эксплуатации;
- пятка борта – это профилированная часть борта шины, зажимаемая давлением воздуха в ободе колеса;
- борт шины имеет два конструктивных элемента в виде основания и борта. Борт препятствует растягиванию шины. Поэтому ее верный подбор обеспечивает жесткость шины;
- наполнительный шнур представляет слой из стальной проволоки, который необходим для усиления области перехода между кольцом обода и боковиной;
- в бескамерных шинах применяется особый герметизирующий слой, его резиновая смесь изначально адаптирована для исключения попадания воздуха;
- подканавочный слой протектора предохраняет каркас от повреждений различными инородными предметами, например, камнями. К тому же он повышает стойкость покрышек автомобиля, обеспечивая их лучшую восстанавливаемость.
Сегодня практически у каждого производителя имеется широкий ассортимент моделей шин, что значительно затрудняет подбор оптимальных покрышек. Однако правильно выбрать резину и комплект дисков все же можно. Для этого также нужно знать их классификацию.
Классификация грузовых шин
Подбор шин от любого производителя следует начинать с вопроса, куда они будут устанавливаться? Поэтому выделяют следующие виды грузовых шин:
- Шины, устанавливаемые на рулевую (управляемую) ось машины. Главная их особенность заключается в наличии продольных канавок. Это позволяет обеспечить четкость реакции покрышек на движение руля.
- Шины, которые устанавливаются на ведущей оси. В этом случае на резину наносится специфический рисунок протектора. В большинстве случаев это крупные блоки, пересекаемые ламелями. Правильный подбор такого вида шин позволит обеспечить своевременную остановку и плавное начало движения.
- Универсальные покрышки для грузовой спецтехники. Данные шины могут эксплуатироваться как на ведущей, так и на рулевой осях. Для экономии подбор шин водители часто выполняют по понравившейся марке, но вначале их ставят на рулевую ось. Затем, по мере износа, покрышки переставляются на второстепенные оси.
- Шины для прицепов и полуприцепов. Главная их задача — минимальное сопротивление передвижению, которое будет способствовать экономии топлива. К покрышкам подобного типа особых требований не предъявляется, однако их подбор следует выполнять с учетом рисунка протектора. Продольные канавки и ламели схожи с протектором рулевых шин. Однако следует помнить, что при любой марке шин не делает их взаимозаменяемыми. Устанавливать рулевую резину на прицеп запрещается, чтобы предотвратить опасные дорожные ситуации.
- Строительные и специальные шины. Грубый рисунок протектора – это главная особенность грузовых шин, которые предназначены для установки на крупногабаритные краны, комбайны и погрузчики. Их подбор, в том числе и выбор дисков, выполняется с учетом эксплуатации техники. Резину в данном случае будет выделять устойчивость к ударам, повреждениям и высокая износостойкость. Подбор по данным параметрам позволит использовать их в различных условиях бездорожья и с учетом разных нагрузок.
Разновидности дисков
Подбор шин также следует везти и с учетом дисков. Они могут быть следующих видов:
- Стальные штампованные изделия – наиболее дешевые. Основной их недостаток – вес, ведь сталь имеет огромную массу.
- Диски из легких сплавов весят на порядок меньше, вследствие чего они более выгодны в эксплуатации. По способам изготовления они могут быть литыми и коваными. Лидером грузовых автомобильных дисков на сегодняшний день являются кованые диски из легких сплавов. Они имеют наилучшие технические характеристики, однако и стоят достаточно дорого. Поэтому подобные высококлассные изделия приобрести сможет не каждый. Литые же диски не совсем надежны, ведь даже при сравнительно несильных ударах они могут сломаться, что потребует их замены.
Поэтому подбор дисков и шин следует вести по соотношению качества и цены. Здесь достаточно много будет зависеть от производителя. При этом не всегда дорогие диски будут самыми лучшими. Это следует учесть при выборе.
Дополнительные рекомендации
- Выбирайте лишь надежные марки покрышек и качественную резину. Экспериментировать в данном случае не стоит. Стремление сэкономить может обернуться трагедией. Опытные водители прекрасно понимают, что некачественная шина в дороге может лопнуть и машина лишится управления. К счастью подобные ситуации случаются редко, но, все же, следует проявить определенную осторожность.
- Покрышки кустарного производства будут стоить дешевле, однако любое отклонение от заводских параметров приведет к тому, что грузовик лишится маневренности, рулевое управление ухудшится, подвеска будет работать не так и тому подобное.
- Покрышки могут предназначаться для разных условий использования. Так низкопрофильные модели позволят обеспечить устойчивость автомобиля и высокую управляемость. Широкопрофильные изделия прекрасно подойдут для перевозки тяжелых грузов по весьма плохим дорогам. В случае же использования грузовика по мягкогрунтовым покрытиям рекомендуется подбирать арочные бескамерные шины.
- Особое внимание нужно уделить рисунку протектора. Для обледенелых зимних трасс лучшим вариантом будут шины с зимним протектором. Для мягкого дорожного полотна лучше всего подойдет направленный рисунок протектора, ведь он обеспечит наилучшее сцепление.
- Разные марки грузовых автомобилей могут потребовать установки индивидуальных покрышек. Именно поэтому перед покупкой следует изучить инструкцию по эксплуатации грузовика. Знание особенностей своего автомобиля и его эксплуатации позволит сделать верный выбор.