Обещания чиновников поднять скорость до 150 км/ч на автотрассах встретило скепсис ученых, депутатов и ГИБДД
«Это будет преступлением против людей»
Перспектива повышения скорости до 150 км/ч на автотрассах пока остается туманной. Нужно менять ПДД, правила проектирования и содержания дорог, переходить на усиленные разделительные барьеры, ставить дополнительное освещение, ограничивать использование шипованных шин, а также искать деньги на все эти мероприятия. К таким выводам пришли эксперты проектных институтов, ГИБДД, Росавтодора, Госдумы и «Синих ведерок». Увеличить скоростные лимиты ранее обещали в правительстве.
Будущее скоростного лимита в 150 км/ч обсуждалось в среду в Сочи на форуме, посвященном «инновационным технологиям и интеллектуальным транспортным системам» на дорогах. Идею поднять ограничение со 130 до 150 км/ч впервые высказал министр транспорта Евгений Дитрих в начале июня. В конце июля вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что решение по этому вопросу примут «в течение месяца» (то есть в конце августа) — с тех пор заявлений на этот счет не было.
Директор Департамента эксплуатации и безопасности дорожного движения госкомпании «Автодор» Андрей Казанцев в ходе своего выступления рассказал про документы, которые придется менять для новых скоростей. Нужны изменения в правила дорожного движения (установлены постановлением правительства): сегодня собственник дороги может установить режим 130 км/ч (но не больше) на отдельных участках — эти правом воспользовался пока только «Автодор» на участках М11 и М4. Также нужен ГОСТ, в котором пропишут отдельные требования к организации дорожного движения на скоростных трассах. Нужно, к примеру, прописать минимальный размер участка дороги, где можно разгоняться до 150 км/ч: речь идет о «нескольких десятках километров», пояснил господин Казанцев. Возможно, что потребуется также пересмотреть размеры дорожных знаков, чтобы их было лучше видно.
Поменять правила проектирования дорог призывал представитель компании «Институт «Стройпроект»» (проектировала трассу М11, Западный скоростной диаметр и т. д.) Александр Крайник. Он привел в пример Германию, где на автобанах наивысшей категории (ЕКА 1А) разрешено ездить вообще без ограничений, но требования к их строительству не такие жесткие, как в России: допускаются более крутые повороты, большие перепады высот и т. д. При этом в Германии на скоростных автобанах развязки могут быть не чаще чем раз в 8 км (в России допускаются раз в 3–5 км), а транспортные средства, не способные разогнаться менее 60 км/ч, на дорогу вообще не допускаются (в РФ лимит — 40 км/ч).
Представитель Росавтодора Антон Козлов напомнил про действующий нештрафуемый лимит в 20 км/ч: на дорогах, где по знакам можно будет ехать 150 км/ч, по факту все будут ездить 170 км/ч, и далеко не все трассы под это спроектированы.
«Просто так взять и повысить скорость нельзя — это будет преступлением против людей, это негативно скажется на безопасности: мы просто убьем граждан»,— заявил депутат Госдумы, лидер общественного движения «Убитые дороги» Александр Васильев.
Он считает, что сначала нужно ограничить применение шипов на скоростных трассах (на скоростях 150 км/ч они приводят к ускоренному появлению колеи), убрать с магистралей все нерегулируемые пешеходные переходы, а также ввести новую схему информирования водителей, предупреждая о ДТП и опасностях минимум за несколько километров (на скорости 150 км/ч машина проезжает 200 м за 5 сек.).
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов и Александр Васильев затронули проблему тихоходных фур и старых автомобилей, выезжающих на трассы в регионах. Господин Шкуматов привел в пример случай, произошедший с ним на трассе «Таврида», когда он чуть не влетел в темноте в грузовик без опознавательных знаков и габаритных огней, двигавшийся ночью медленнее потока. «Все эти старые зерновозы, арбузовозы — настоящие убийцы на дорогах, с ними надо что-то делать,— заявил он.— Искусственное освещение — необходимый атрибут для дорог с повышенным скоростным режимом». Господин Васильев считает, что нужно также ввести обязательную контурную подсветку кузова грузовиков. Все обозначенные проблемы нужно решить до повышения скоростных лимитов, настаивают эксперты.
Вероятно всего, понадобится и дополнительное финансирование. Разница в цене строительства дороги может быть существенной в зависимости от скорости движения, рассказал Александр Крайник. Крымская «Таврида», по его словам, изначально проектировалась под скорость 110 км/ч (тогда она стоила бы 180 млрд руб.), но в итоге проект готовился под 90 км/ч (150 млрд руб.). Нужно поменять и «нормативы финансовых затрат» на содержание автодорог, заложенных в постановлении правительства №658 2017 года, говорят в «Автодоре». Действующий норматив для дороги наивысшей категории (1А) — 4,78 млн руб. на 1 км автотрассы, но от разрешенной скорости финансирование сейчас не зависит.
На каких федеральных трассах в 2019 году разрешили ездить быстрее
Потребуется ужесточить и правила установки барьерных ограждений, рассказал представитель завода «Продмаш» (производитель разделителей) Иван Немов в своем докладе. Для удержания машины массой 3,5 тонны (например, «Газели»), двигавшейся со скоростью 130 км/ч, энергоемкость ограждения должна быть 267 кДж, при скорости 150 км/ч — уже 355 кДж, говорит он, действующая минимальная норма для дороги первой категории — 250 кДж. Нужно увеличить этот лимит хотя бы до 350 кДж, чтобы исключить случаи вылета транспорта за пределы дороги на больших скоростях, пояснил господин Немов.
Замначальника ГИБДД России Олег Понарьин согласился с позицией «Синих ведерок» про дополнительное освещение на скоростных магистралях, подчеркнув также важность широкой обочины. «Любой остановившийся транспорт будет нести колоссальную опасность,— заявил господин Понарьин.— Это мы видим на МКАД, КАД и той же «Тавриде»». Саму идею повышения лимита до 150 км/ч он прокомментировал так: «Скорость должна быть адекватной. Надо увеличивать не моментальную разрешенную скорость, а общую скорость сообщения между населенными пунктами». «Лимит нужно увеличивать, не обращая внимания на небольшие несоответствия ГОСТам,— считает Петр Шкуматов.— Надо исходить из реального положения дел, особенно на тех дорогах, где большинство водителей уже давно и так ездят 130–150 км/ч, невзирая на установленные ограничения и камеры».