Немецкий порт «Северного потока — 2» заняли суда проекта-конкурента газа - Автотранспорт: легковой и грузовой

Немецкий порт «Северного потока — 2» заняли суда проекта-конкурента газа

Немецкий порт «Северного потока — 2» заняли суда проекта-конкурента газа

Иллюстрация: shipspotting.com.

Почти ежедневно в немецких портах Мукран и Засниц, которые являются логистическим центром «Северного потока — 2», швартуются на ночь более десяти технических судов. Только работают они не по проекту балтийского газопровода из России в Германию. У трассы газопровода в Балтийском море расширяют кластер новых ветроэлектростанций, которые уже снижают генерацию на угле и газе. В будущем на них будут производить чистый водород, который должен стать заменой газу.

По данным навигационных порталов Marinetraffic и Vesselfinder, в портах Засниц и в основном Мукран базируются исследовательские суда Arne Tiselius, RS Sentinel, дноуглубительное судно Boka Constructor, суда обеспечения Verdi, Achiever, Sure Dynamic, Mover, Seazip 6 и скоростные суда Wind Cat 24, World Terral, World Bora и Carboclyde. На фоне небольших, но многочисленных судов трубоукладчик «Академик Черский» выглядит одиноким гигантом.

Почти все суда ежедневно отправляются за 35 километров от берега, где находятся две новые ветроэлектростанции Wikinger и Arcona. Первую в 2018 году запустила испанская Iberdrola, а вторую, она является крупнейшей в Балтийском море, — немецкая RWE. Мощность Wikinger составляет 350 МВт, а Arcona — 385 МВт. Обе станции стоимостью $ 2,6 млрд способны полностью обеспечивать электроэнергией 750 тысяч домохозяйств в Германии.

Немецкий порт «Северного потока — 2» заняли суда проекта-конкурента газа

Иллюстрация: vesselfinder.com.

Немецкий порт «Северного потока — 2» заняли суда проекта-конкурента газа

Иллюстрация: vesselfinder.com.

В районе ветроэлектростанций Wikinger и Arcona, расположенных прямо у недостроенного участка «Северного потока — 2», испанская Iberdrola ведет работы по созданию еще двух. К 2024 году компания планирует запустить Baltic Eagle и Wikinger Süd общей мощностью 486 МВт. Они смогут обеспечивать электроэнергией еще почти 500 тыс. домохозяйств.

Для передачи электроэнергии в энергосистему Германии компания 50hertz начала расширять электропередающую систему от кластера ветроэлектростанций в Балтийском море к Любмину. Поэтому в Балтийском море в районе полуострова Рюген работы продолжают кипеть, только к «Северному потоку — 2» они отношения уже не имеют.

Немецкий порт «Северного потока — 2» заняли суда проекта-конкурента газа

Иллюстрация: marinetraffic.com.

Немецкий порт «Северного потока — 2» заняли суда проекта-конкурента газа

Иллюстрация: 50hertz.com.

Немецкий порт «Северного потока — 2» заняли суда проекта-конкурента газа

Схема недостроенного участка «Северного потока — 2» в датских и немецких водах.

Как отмечает издание Offshorewind.biz, в первом полугодии немецкие ветроэлектростанции в Северном и Балтийском морях увеличили производство электроэнергии на 18% — до 13,73 ТВт. А вся ветроэнергетика страны обеспечила треть потребления в стране. Всего на долю возобновляемых источников приходится уже почти 56% генерации. Такие данные приводит the Fraunhofer Institute for Solar Energy Systems (ISE).

По результатам 2019 года, газовая генерация обеспечила 10% потребления в Германии, еще 29% — угольная. За долю последней и развернется борьба между газом и «чистой энергией», что скажется в том числе на поставках «Газпрома». Крупнейший потребитель российского газа и производитель электроэнергии в Германии Uniper уже заявила, что к 2025 году планирует закрыть все свои угольные электростанции и перевести их на газ, чтобы к 2035 году снизить выбросы углекислого газа до минимума.

В то же время, как заявил министр экономики Петер Альтмайер, к 2030 году Германия должна нарастить мощность морских ветроэлектростанций до 20 ГВт, чтобы возобновляемые источники покрывали 65% потребностей страны в электроэнергии.

Еще одну угрозу для поставок российского газа в Германию ветроэлектростанции в Балтийском море представляют потому, что там планируют производить чистый водород, и, если в России в ближайшее десятилетие не смогут наладить производство топлива из газа, «Газпрому» сложнее станет наполнять экспортные газопроводы.

По данным издания Recharge, в последнем проекте водородной стратегии Германии говорится, что именно морские ветроэлектростанции должны стать основными производителями чистого водорода.

Напомним, что в Германии утвердили стратегию по увеличению использования водорода до 2030 года. Берлин ориентируется на «зеленый» водород, но рассматривает возможность использования и «голубого» водорода (из природного газа), например из «Северного потока — 2». Германия планирует потратить девять миллиардов евро на продвижение использования водорода и хочет производить до 5 ГВт водорода к 2030 году. Цель правительства Германии — быстрое развитие рынка и создание цепочек поставок.

Как сообщало EADaily, перспективу широкого применения водорода и использования транзита по балтийским газопроводам ранее подтверждали и в самом «Газпроме». Еще в 2018 году в своем международном информационном бюллетене «Газпром экспорт» указывал на то, что использование смеси метана и водорода в энергетике и на транспорте без существенных инфраструктурных изменений сократит выбросы в атмосферу на 25−30%, позволив Европе достичь ее климатических целей в 2030 году. В компании заявляли, что такая стратегия — не фантазия и все больше нефтегазовых компаний склоняются к такому варианту развития энергетики. И «Газпром» — не исключение. По информации компании, у нее уже есть три объекта по производству водорода и идет активное сотрудничество с учеными из Нидерландов, Франции и Германии. При этом «Северный поток» в «Газпром экспорте» назвали едва ли не идеальным маршрутом поставок водорода в Европу.

«Даже консервативные оценки показывают, что существующая инфраструктура позволяет транспортировать смесь, в которой уровень водорода может составлять до 20%. Последние исследования „Газпрома“ и VNG продемонстрировали, что такие современные газопроводы, как „Северный поток“, способны обеспечивать поставку топлива, в котором водород может занимать до 70%», — говорится в публикации российской компании.

Нынешний зампредправления «Газпрома» Елена Бурмистрова заявила в прошлом году, что российский холдинг осуществляет комплексный научно-технический проект по созданию технологий низкоуглеродного производства и использования для газовых турбин метано-водородного топлива в Самаре и Уфе, а в Томске ведутся испытания технологии производства водорода из природного газа с нулевыми выбросами.

В работе «Водородная экономика — путь к низкоуглеродному развитию» специалисты Московской школы управления «Сколково» отмечали, что газотранспортная инфраструктура России с учетом новых проектов газопроводов и растущая отрасль СПГ создают долгосрочные предпосылки для развития производства «голубого» водорода (из газа или угля в комбинации с технологиями по улавливанию и хранению углекислого газа) с минимальными затратами на сырье и экспорта его трубопроводным транспортом и в сжиженном виде. «По оценкам „Газпрома“, транспорт водорода по экспортным газопроводам влечет за собой некоторые риски нарушения долгосрочных контрактных обязательств, связанных с качеством газа, а также необходимость дополнительных инвестиций в газотранспортной системе. Поэтому компания рассматривает альтернативу — производство водорода из природного газа уже после транспортировки последнего по магистральной трубе. При этом рынок сбыта произведенного таким образом водорода в Европе, по данным Bloomberg, „Газпром“ оценивал в 153 млрд евро к 2050 году», — говорится в работе «Сколково».

Источник