Можно ли сделать российские трассы более качественными
Региональным дорогам не хватает средств
Счетная палата выяснила, почему в России плохие дороги: все происходит из-за неравномерного финансирования, полагают в ведомстве. Из региональных и муниципальных дорог всем требованиям соответствует меньше половины, и за два года качество смогли улучшить только чуть больше 1% из них. Из отчета Счетной палаты следует, что меньше всего претензий к трассам федерального значения. Нормативам соответствует почти 85% из них. Проблема с региональными дорогами в том, что, хотя их в десять раз больше, чем федеральных, денег на них выделяют в восемь раз меньше. Аудиторы подсчитали, что если на содержание 1 км федеральной трассы приходится больше 2 млн руб., то на километр региональной — меньше 300 тыс.
С чем это связано? И можно ли сделать российские дороги качественными? Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин объясняет, что проблема решалась бы просто, но нужные средства регионам брать неоткуда:
Миллионы пропали по дороге
«Уже больше десяти лет существуют финансовые нормативы на ремонт и содержание автомобильных дорог. И они находятся в пределах федеральной ответственности. В результате 80% протяженности сети — 57 тыс. км — находятся в хорошем состоянии. В регионах все эти нормативы хорошо известны, никто не мешает применять в Москве. Они выполняются даже с превышением. В столице есть возможность обновлять на магистральной сети и главных дорогах города 10-миллиметровый верхний слой дорожного покрытия. Каждый год мы это делаем, но на это нужны деньги. В федеральном бюджете эти средства предусмотрены, в московском бюджете они есть, но для большинства регионов эти затраты просто нереальны. Что значит перераспределять? Снять эти деньги с федеральной сети и направить их на субфедеральные, с региональной — на межмуниципальную, местную.
Эта вещь абсолютно бессмысленная, мы просто размажем определенную сумму. Речь идет о том, что надо поднять финансирование на ремонт и содержание региональной и местной сети, а также городских улиц. Поставить такую задачу Счетная палата имеет полное право.
Вопрос, насколько все это реалистично, тратить примерно те же деньги на каждый километр сети, какие мы тратим, скажем, на московские улицы или на федеральные дороги.
Надо понимать, сколько это стоит, насколько такая задача подъемна для местных дорожных фондов — об этом идет речь. То есть цель-то правильная, но по деньгам она нереальна совершенно».
Насколько могут вырасти инвестиции в строительство автотрасс
В Счетной палате отмечают, что есть и другая проблема: в России нет четких критериев, на основании которых выделялись бы деньги на дороги. А имеющиеся нормативы слишком общие. Более того, законодательно не урегулировано и то, как качественно строить и ремонтировать трассы, говорит гендиректор информационного агентства «Строительство» Александр Гусев. В итоге получается так, что работать по современным технологиям подрядчики почти и не могут. «К сожалению, зачастую бывает так, что компания, которая берется за строительство или ремонт старой дороги, может применить какие-то современные материалы, но на них нет нормативной базы. Это не позволяет принимать в массовом порядке современное покрытие. Кроме того, асфальтобетонные заводы тоже нужно переделывать, чтобы они создавали покрытие той марки, которая нужна по современным технологиям.
Например, при применении цементобетонного или комбинированного покрытия, у нас нижняя часть цементобетонная, верхняя — асфальт. Хотя, как правило, в странах, где применяют такие технологии, наоборот, цемент всегда кладется сверху, потому что он прочнее, и по многим параметрам лучше применять асфальтобетонное покрытие. Но у нас склоняются к тому, что нужно делать комбинированное, то есть все-таки дать работать и нефтяникам, и цементникам. Но эта нормативная база еще в стадии разработки, и Ассоциация цементных дорог собирается закончить ее разработку к концу года. Только после этого можно будет в массовом порядке применять эти современные технологии»,— говорит Гусев.
Куда перенаправят выделенные на программу благоустройства «Моя улица» средства
Аудиторы также обнаружили, что в сфере госзакупок казенными учреждениями Росавтодора крайне низкий уровень конкуренции по дорогам всех видов. Экономика по результатам торгов — не более 1%, а сами контракты в большинстве случаев заключают с единственным участником по начальной цене контракта.