Катализатор — для чего он нужен и вызывает ли проблемы?
Независимо от того, потребляет ли автомобиль дизельное топливо, бензин или газ, у каждой машины есть выхлопная система. Его первая задача — убрать все гадости, возникающие при сжигании топлива. Второй — нейтрализовать их, чтобы они представляли минимальный риск для здоровья. И для этого нужен наш герой, установленный в металлическом цилиндре под машиной. Удалить катализатор можно тут.
Первые автомобили с каталитическими нейтрализаторами появились на европейском рынке в 1986 году. Автомобили, оснащенные каталитическими нейтрализаторами, гордо носили специальную маркировку. С введением стандартов выбросов Евро (Евро 1 с 1993 г.) использование каталитических нейтрализаторов стало обязательным. Тот, у кого не было катализатора, не получил одобрения и не мог продавать автомобили в ЕС. Сам дизайн претерпел эволюцию. Чем строже были стандарты, тем больше работы приходилось выполнять катализаторам.
Катализаторы, используемые в бензиновых и масляных тлеющих углях, различаются структурой активного покрытия, так как их состав выхлопных газов также отличается.
Как устроен катализатор?
Катализатор состоит из четырех основных компонентов. Это:
- Корпус — металлический, удлиненный короб, чаще всего в форме цилиндра (или более приплюснутый) с теплоизоляцией. К нему с передней стороны автомобиля подсоединяется выхлопная труба, собирающая выхлопные газы из выпускного коллектора. От катализатора выходит еще одна труба, по которой очищенные выхлопные газы попадают в глушитель.
- Носитель — внутренняя сотовая структура, состоящая из тысяч каналов, по которым проходят выхлопные газы. Изготавливается из металла (металлический носитель) или керамики (керамический носитель, чаще всего из силиката алюминия-магния).
- Промежуточное покрытие — пористое и покрывает всю поверхность каналов на носителе. Его задача — обеспечить хорошие условия для следующего покрытия.
- Каталитически активное покрытие — это элементы, которые предназначены для вступления в химические (каталитические) реакции с вредными компонентами выхлопных газов и нейтрализации их до безвредных для окружающей среды веществ. Это самая дорогая и самая важная часть катализатора.
Каталитически активный слой покрыт редкими и дорогими элементами. Например, в типичном трехкомпонентном катализаторе используются платина, родий и палладий. И теперь мы знаем, почему катализаторы украли или зачем их покупают. Чтобы получить из них платину после ряда процедур.
Ранее мы упоминали, что катализаторы в дизельных и бензиновых двигателях немного отличаются друг от друга.
- Катализаторы окисления — уменьшают количество оксидов углерода и углеводородов, а также твердых частиц в выхлопных газах дизельных двигателей.
- Трехкомпонентные катализаторы — окисляют оксиды углерода и углеводороды и восстанавливают оксиды азота в бензиновом топливе.