Или приключения водоплавающего быка
Похищение Европы
«Люди в лодках, вас несет река» – когда-то пел Андрей Макаревич. «Люди – лодки. Хотя и на суше» – писал немного ранее поэт Маяковский. И действительно, бывают лодки, о которых можно рассказывать как о людях. И одна из них – Riva Aquarama, сделанная по заказу Ферруччо Ламборгини.
Фото: Bellini Nautica
Однажды в лихие шестидесятые Ферруччо Ламборгини, изначально создатель тракторов, а потом сильно напрягшийся по адресу Маранелло, где его соотечественник по имени Энцо занимался красными автомобилями, – поговорил с Карло Ривой, державшей одноименную фирму по производству шикарных лодок. Бизнес Ривы вполне соответствовал моменту: Феллини уже снял свою «Сладкую жизнь», в мире зародился «джет сет» – класс богатых плейбоев и капризных красавиц, лодки Riva прекрасно вписывались в новый стиль жизни, и Ферруччо обратился точно по адресу.
Ферруччо заказал Карло «аквараму» – символ того уникального времени. На бортах Aquarama обсуждались многомиллионные сделки, развлекались кинозвезды и политики, а также их дети и, как говорится, водители. Но Ферруччо хотел не просто Aquarama. Он хотел монстра.
Точнее, хотя о тех временах точнее говорить сложно – «если вы помните шестидесятые, значит вас там не было», – но Ферруччо заказал свою Aquarama в 1968 году. Это была лодка в корпусе с порядковым номером 278. Вот только одно «но». Ламборгини попросил оснастить ее двумя моторами V12 по 350 сил каждый, чтобы получился самый быстрый катер Aquarama из когда-либо созданных.
Лодку ему сделали всего за три месяца. Основной головной болью стала адаптация двигателей V12, страдающих недостатком крутящего момента, который не замечали владельцы дорожных суперкаров, но который препятствовал глиссированию, то есть скольжению лодки по воде. Рев самих моторов тогда никого не смущал. Сейчас с таким звуком вас на озере Комо просто арестуют.
Потом «дольче вита» закончилась. Наступили нулевые, и появился новый владелец судна: Ферруччо раскатывал на своей Aquarama более двадцати лет, пока не решил продать ее близкому другу по имени Анджело Мерли в июле 1988 года.
Фото: Bellini Nautica
Мерли, в свою очередь, решил, что два двигателя V12 – это слишком, и заменил их на V8. V12 он не выбросил, а сдал в музей Lamborghini, чего не скажешь о самой Riva. Ее потеряли. К счастью, она не «утонула», но даже сам Карло Рива не знал, где находится корпус 278.
В 2002 году Анджело Мерли приказал долго жить, и про лодку забыли. Ее обнаружили летом 2010 года под брезентом на какой-то стройке в Тоскане и отправили в Нидерланды на реставрацию.
Реставрация заняла три года. Напомним, что лодку построили всего за три месяца. Не исключено, что она выглядит сегодня даже лучше, чем в оригинале – голландцы могут делать акцент на латунных деталях и знают, как обращаться с деревом. И вообще знают толк в лодках.
Фото: Lamborghini
Чтобы было как «все начиналось», реставраторы купили два двигателя V12 и переоборудовали их для использования в лодке. Удалось это не без помощи Фабио Ламборгини, куратора музея фирмы отца-основателя. Максимальные обороты теперь снижены до 6600 – сделано это для того, чтобы можно было нестись по воде, не перегреваясь и не поглядывая на запястье, отягощенное стальным «ролексом». А максимальная тогда превышала 48 узлов. Как и сейчас, разумеется. Для катера в деревянном корпусе немыслимо! Фактически это была плавающая скрипка, по выражению моего итальянского коллеги. Добавлю, пожалуй, скрипка Страдивари.
Восстановленный борт 278 был сертифицирован самим Карло Ривой, оставившим этот мир три года назад. Сегодня он является частью коллекции компании Bellini Nautica.
Над восстановлением двигателей трудился бывший пилот-испытатель Lamborghini Боб Уоллес. Именно он «научил» их вращаться в противоположных направлениях – более эффективного способа тормозить на воде еще не придумано.
Фото: Lamborghini
Riva Lamborghini
|