Что повлияет на итоговую стоимость проекта платной дороги
Трассе до Казани просчитывают смету
Проезд по будущей платной трассе Москва—Казань оценили в 1,6 тыс. руб. Как сообщили в «Автодоре», это тариф для легковых автомобилей. В правительстве ранее обещали открыть трассу уже через четыре года. Строительство потребует как минимум 650 млрд руб. Но эксперты полагают, что это не окончательная сумма. Что повлияет на итоговую стоимость проекта? И будет ли востребована платная трасса? Об этом — Глеб Силко и Елизавета Скобцева.
В правительстве недавно дали понять, что трасса Москва—Казань должна быть готова как можно быстрее. Премьер-министр Михаил Мишустин две недели назад поручил заметно ускорить ее строительство. Так, чтобы открыть ее можно было не в 2027 году, как планировалось, а в 2024-м. А на днях глава «Автодора» Вячеслав Петушенко озвучил тарифы. Для легковых автомобилей проезд обойдется в 1,6 тыс. руб. или в 2,5 руб. за км. При этом владельцы транспондеров смогут сэкономить. Для тех, кто воспользуется автоматической оплатой проезда, предполагается скидка в 20%.
Дороги ждут вечных инвесторов
Но за четыре года цены еще успеют измениться, а на первых порах проблемой нового маршрута может стать недостаток инфраструктуры, отмечает координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орел: «Первые годы это будет большой проблемой. В том числе и из-за нее люди будут отказываться ехать по платной трассе. Ситуация здесь примерно такая же, как и в Санкт-Петербурге. Люди еще не готовы строить свой бизнес на этой трассе, потому что сначала не понимали, будет ли там вообще ездить народ. Остальное — только скорость перемещения. Если это машина скоростная, то да, она удобна, ты быстрее добираешься. А если ты едешь все равно 80-90 км/ч, по времени будет то же самое. Соответственно, должна быть адекватная цена. Для меня, если бы это все выходило за рамки 2 тыс. руб., то, наверное, потеряло бы свой смысл и в плане финансов, и в плане комфорта».
Впрочем, 1,6 тыс. руб. за всю дорогу — это уже на треть меньше суммы, которую в «Автодоре» озвучивали изначально. Кроме того, привлекательная для автомобилистов цена — не главное, отмечают в организации. При скорости в 130 км/ч путь от Москвы до Казани займет всего 6,5 часов. Разницу должны почувствовать те, кто сейчас путешествует из одного города в другой по трассе М-7 «Волга», где можно встрять в гигантские пробки, напоминает директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.
Однако, по его мнению, проект строительства этой платной дороги вполне можно было бы отложить в пользу других направлений: «Что касается востребованности платных трасс, как показывает практика, они все-таки становятся популярными.
Если дорогу сделают хорошей и безопасной, естественно, по ней поедет огромный поток.
Думаю, должен повыситься скоростной лимит, что тоже удобно для людей. Но мне кажется, сейчас она, конечно, будет не вовремя. У нас не достроена дорога до Сочи, в Крым. Трасса в Казань и сейчас неплохая. У нас много выездных дорог, особенно восточного и юго-восточного направления».
Как поручение Михаила Мишустина ускорить строительство трассы до Казани отразится на стоимости проекта
Окупаться такой проект может очень долго, говорят эксперты. Сейчас стоимость строительства трассы превышает 650 млрд руб. До конца года правительство обещает выделить почти четверть этой суммы. Но итоговый объем инвестиций, скорее всего, вновь придется увеличить, отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин: «Одна полоса 1 км дороги высшей технической категории стоит примерно 150 млн руб. Мы упираемся, прежде всего, в цену битумов дорожных сортов — это цена нефтепродуктов. Есть еще одна очень интересная компонента — любой дорожный строитель, когда создает дорогу высшей технической категории вынужден пользоваться системой машин, взятой в лизинг и номинированной в евро, потому что это шведская, немецкая, японская техника. Что там будет с курсами валют в 2023 году, я не берусь прогнозировать. Но вот в дорожном строительстве за этот год абсолютно ничего не изменится».
Как будут рассчитывать трафик на платных магистралях
Однако на Казани новая трасса не остановится. До 2030 года власти собираются продлить ее до Екатеринбурга. Поручение разработать план ранее получил Минтранс. Кроме того, М-12 войдет в международный транспортный коридор «Европа — Западный Китай». О сроках завершения строительства всего пути пока ничего неизвестно.
По планам маршрут «Европа—Западный Китай» должен составить порядка 8,5 тыс. км.