Будет ли электрокар пользоваться массовым спросом
Zetta готовится заехать на рынок
Первый российский электрокар запустят в серийное производство уже в конце этого года. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил в интервью агентству ТАСС, что на заводе в Тольятти практически закончена сертификация автомобиля Zetta, собраны предсерийные образцы и найдены необходимые дополнительные инвестиции — порядка 100 млн руб. Разработчики готовы выпустить на дороги компактный автомобиль с передним приводом. Его батареи в базовой комплектации будет хватать на 200 км хода.
Экспертов смущает только заявленная цена электрокара в 450 тыс. руб. В эту сумму уложиться практически невозможно, уверен технический директор компании «Электротранспортные технологии» Илья Федичев:
«У меня есть сомнения, что удастся уложиться в стоимость 450 тыс. Почему? При дешевизне изготовления конструкций и прочем, там есть очень дорогая деталь — это аккумуляторная батарея. Если она будет хотя бы 20 кВт/ч, то стоимость будет значительно выше.
В России эту батарейку не изготавливают, а в Китае меньше чем за 800 тыс. руб. ее сделать невозможно.
Либо это будет совсем маленький аккумулятор, который не позволит проехать 100 км. С учетом того, что пробег маленький, то на автомобиле можно будет совершать локальные поездки. Такая машина нужна будет, чтобы съездить в магазин или куда-то в ближний поселок. То есть люди едва ли будут пользоваться электрокаром как полноценным транспортным средством — уж больно маленькая категория».
Почему электромобили не ждут в России
Массовым спросом такой электрокар вряд ли будет пользоваться, полагают эксперты. Но он мог бы занять нишу автомобилей для сервиса каршеринга. Характеристики Zetta вполне подходят под задачу коротких недорогих поездок, отметил руководитель по развитию бизнеса корпоративных продаж компании Volvo Cars Алексей Винер: «В среднем городской житель мегаполиса проезжает порядка 40-50 км в день. Поэтому с точки зрения эксплуатации здесь не вызывают никакой озабоченности те показатели, которые декларируются. Что касается стоимости, она также в рамках текущих рыночных условий является приемлемой. Возможно, это будет наш первый электромобиль, который найдет применение в рамках каршеринга, поскольку все попытки массово ввести его в Москве разбивались как раз о невозможность такой эксплуатации, так как стоимость ввозимых электромобилей слишком высока. Ценник начинается после 2 млн руб., и его никак невозможно снизить ни с помощью отмены пошлин, ни с помощью каких-либо других преференций».
Дмитрий Гронский — о российском электромобиле Zetta
Отечественный автопром уже пытался выпустить электрокар. В 2011 году АвтоВАЗ представил автомобиль Lada Ellada. Его разработка обошлась концерну в €10 млн, а стоимость серийного образца превышала 1 млн руб. Предполагалось, что первая сотня машин отправится в Ставропольский край. Там электрокары должны были использоваться как такси. При этом администрация Ставрополья должна была субсидировать таксопарку половину стоимости автомобиля. До конца проект так и не был доведен. Известно, что Lada Ellada в свои личные гаражи приобрели глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, глава Минпромторга Денис Мантуров и король Иордании Абдалла II.