Саакашвили сравнили с Тихановской: «Должен сидеть, но хочет власти»
Подавляющее большинство жителей Грузии совсем не желает возвращения с Украины экс-президента-гастролёра Михаила Саакашвили, который вознамерился после осенних выборов в парламент возглавить правительство страны, заявил EADaily председатель партии «Нейтральная Грузия» Валерий Кварацхелия. Он отметил, что Саакашвили считается осужденным и по закону сразу после того, как он появится на территории Грузии, должен отправиться в тюрьму.
— Грузинские власти вынуждены будут его посадить, они не могут поступить по-другому — юридически нет иного выхода. Если он осмелится, вернётся и сядет в тюрьму, вот тогда мы сможем увидеть, сможет ли он как-то повлиять на наше общество. Ему решать. Но я не думаю, что несмотря на последние заявления, он всё-таки так быстро окажется в Грузии.
— Почему, если он так непопулярен в Грузии, Саакашвили всё-таки захотел вернуться, да ещё и возглавить правительство?
— Вы знаете, сейчас во всём мире происходит хаос. Посмотрите, что творится в Белоруссии, в США, на Украине и т. д. и т. д. То же самое происходит и в Грузии. Видимо, Саакашвили, замахнувшийся на должность премьера, подумал, что именно в это время можно ловить рыбку в мутной воде, хотя у него даже грузинского гражданства нет. Но для сегодняшних авантюристов это не помеха. Если есть поддержка извне, тогда можно как та же Светлана Тихановская, изображать из себя, например, «президента».
— А извне его до сих пор поддерживают?
— А как же иначе? Американцы его и поддерживают. Окончательно испортив отношения между Россией и Грузией, он всё сделал для того, чтобы США «носили его на руках». Для них Саакашвили — это самая подходящая фигура, которая всегда будет им помогать. Этакий «фигаро», который и там, и здесь, и в Грузии, и на Украине, и везде.
— Какие политические силы готовы поставить на Саакашвили на предстоящих в конце октября парламентских выборах?
— Большинство в Грузии против возвращения Саакашвили. Но у него здесь есть партия — «Единое национальное движение». Я не знаю, сколько они могут представлять из себя в количественном измерении. Дело в том, что к ним здесь люди относятся даже не как к маргиналам, а, скорее, как к сектантам. К этим людям может примкнуть ещё 5% из оппозиционеров, у которых на сегодня нет авторитетных лидеров.
— По данным британской компании Survation, которая провела опрос по заказу оппозиционного телеканала «Рустави-2», «Единое национальное движение» может получить поддержку 16,2% населения.
— Мне сейчас психологически трудно осмыслить, что его могут поддержать 16% людей. Как такое возможно? Что-то происходит в мире непонятное и я не знаю, чем это объяснить. Но у нас тоже говорят, что в итоге на выборах сторонники Саакашвили могут стать в парламенте «второй силой».
— Кто может реально оппонировать Саакашвили, чтобы не пустить эту фигуру в грузинскую политику?
— Во-первых, правящая партия «Грузинская мечта» с её лидером Бидзиной Иванишвили, которые уже пугают людей, что если их не переизберут, то могут вернуться времена Саакашвили, во-вторых, «Альянс патриотов Грузии», а в-третьих само грузинское общество. Большая часть населения его не примет, и не только потому, что он отказался от своего гражданства, но и потому что он — кровавый человек, который привёл страну к самому худшему, к чему президент Грузии мог привести — к войне. Он — военный преступник. Он окончательно порвал отношения с Россией. Я даже не представляю, что для Грузии ещё могло быть хуже! Он говорил, что хочет восстановить в Цхинвали конституционный порядок, а на самом деле напал на спящий город, расстрелял российских миротворцев.
— Но он до сих пор обвиняет в тех событиях Россию.
— Когда он говорит, что Россия начала войну — это неправда, потому что он вошёл в Цхинвали, а российские войска там были только потом. Именно после тех событий Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Это для нас очень плохо, но Саакашвили создал ситуацию, когда России больше ничего не оставалось делать. И теперь в Абхазии и Южной Осетии стоят военные базы России, и мы окончательно теряем эти территории. Нам советуют вступить в НАТО и стать стратегическим партнёром США, но это нас тоже не спасёт. Потому что никто не будет воевать с Россией для того, чтобы восстановить территориальную целостность Грузии. И выход здесь, на мой взгляд, единственный — разговаривать с Россией, предлагать что-то. Вот посидим вместе, обсудим интересы Тбилиси, обсудим интересы Москвы, в чём они совпадают, в чём противоречат, вот из этого может что-то получиться. Больше нам ничего не остаётся. А Саакашвили как раз абсолютно для этого непригоден.
— Тем не менее накануне Саакашвили опубликовал в соцсетях программу «Девять шагов», из которой следует, что он не хочет конфронтации с Москвой. Ему можно верить?
— Нет, конечно. Ему ни в чём верить нельзя, потому что он — большой и бессовестный лгун. Он сегодня может сказать так, а завтра сделает абсолютно иначе. Он никогда не думает о народе, о родине. Какая родина может быть у человека, который сначала клянётся в верности Грузии, потом — Украине, потом — США.
— Как вы смотрите на его желание упразднить Службу государственной безопасности Грузии?
— Вы ещё не поняли, что он ненормальный? У него нет механизма ограничения. Многие политики занимаются популизмом, но подобных предложений у других нет. Распускать специальные службы — глупо, потому что государство без них просто не сможет нормально функционировать. И потом, может быть, ему самому это на руку, ведь мы не знаем, с кем он сотрудничает: только с ЦРУ или и с другими разведками.
— А в самой Грузии есть политические силы, которые надеются на перспективы сближения с Россией и насколько в обществе популярна точка зрения, что с Москвой можно нормально общаться?
— Я сам в 2006 году создал партию «Нейтральная Грузия», создал общественную организацию, которая называется Международный центр грузино-российской дружбы. Почему я это всё делал? Потому что я знаю, какой настрой у грузинского населения, абсолютное большинство которого поддерживает идею сближения с Россией. Потому что другого выхода у Грузии нет и исторически никогда не было — мы находимся в окружении мусульманского мира. И завтра тоже другого выхода не будет. И об этом знают и в городах, и в сёлах нашей страны. А Россия притягивает Грузию к себе, наши страны объединяет многовековая история и культура. Даже после 30-летней травли грузинского общественного сознания русские в нашей стране воспринимаются очень близкими людьми. Всё это не стереть так просто и даже война не смогла натравить друг на друга два наших народа.
Беседовал Егор Зубцов