Почему на реализацию проекта постоянно не хватает денег
ЦКАД продолжает дорожать
Один из крупнейших транспортных долгостроев опять подорожал — на возведение ЦКАД потратят еще 20 млрд руб. Около 16 млрд выделит правительство, еще почти пять добавят частные инвесторы, следует из постановления кабинета министров. Таким образом, как указано в документе, общая стоимость трассы, которая пройдет вокруг Москвы, увеличилась до чуть более 340 млрд руб. И это несмотря на то, что ранее Владимир Путин требовал не допустить удорожания проекта. На что пойдут 20 млрд? И не станет ли строительство ЦКАД еще дороже? Разбирался Владислав Викторов.
Фактически ЦКАД начали возводить в 2016 году. Но еще за три года до этого, стоимость проекта оценивалась в 300 млрд руб. В 2018 кольцо уже должны были замкнуть, но к тому моменту лишь отдельные участки построили более чем наполовину. Оказалось, что проектировщики не учли некоторые нюансы, и, если бы ЦКАД построили в том виде, в каком он изначально планировался, то на скоростной трассе не хватило бы развязок, и кое-где возникали бы так называемые «бутылочные горлышки». Как отмечает зампред общественного совета при Минтрансе Московской области Андрей Мухортиков, до сих пор многие проблемы не решены: «Все эти узкие места были понятны еще лет 10 назад. Непонятно, почему их только сейчас начали ликвидировать. Проблемы, которые остаются, — это ряд съездов не строится. На юго-восточном участке общее отставание от графика работ в связи с тем, что подрядчик, который его выиграл изначально, на работу так и не вышел. И там проблемы достаточно серьезные в районе трассы М10, М11. Там еще, как говорится, конь не валялся».
Зато с 2016 года проект подорожал с 300 млрд руб. до 320. Но даже этого, как заявляли в «Автодоре» год назад, не хватит, и просили еще 44 млрд. Тогда Минфин не одобрил, сославшись на требование Владимира Путина не допустить удорожания проекта.
В этом году аудит провела Счетная палата, которая пришла к выводу, что ЦКАДу не хватает примерно 20 млрд руб. на развязки и перенос газопроводов. И теперь правительство одобрило платеж.
Но есть риск, что деньги уйдут в пустоту, продолжает Андрей Мухортиков«Что непонятно, это все-таки пойдут ли эти 15 государственных, пять частных млрд руб. на расшивку “бутылочных горлышек”, которые остались на существующем проекте, или это все пойдет на затыкание кассовых дыр из-за удорожания в рамках существующего спроектированного участка ЦКАД. И если это просто покрытие кассовых разрывов после запуска всего ЦКАД, придется еще деньги искать на их устранение».
Когда обещали открыть две трети платной трассы вокруг Москвы
Подробно о ходе строительства и расходах на проект зачастую удается узнать только из отчетов Счетной палаты. Поскольку основной заказчик, госкомпания «Автодор», детали не рассказывает. И запрос “Ъ FM” там тоже проигнорировали. Тем не менее, почему же проект опять подорожал? Руководитель общественной организации «Гражданский контроль госзакупок» Дмитрий Доброштан отмечает, что упрекнуть «Автодор» не в чем, поскольку очередное удорожание укладывается в действующие правила: «Если контракт в рамках 44 Федерального закона, это закон о госзакупках, то он не может дорожать изначально более, чем на 10%.
Была сумма 320, она выросла до 340. В принципе оно укладывается — 320 плюс 10%, получается 352 млрд руб. Выше — это уже будет нарушение.
Но теоретически в перспективе проект может еще подорожать. Заказчик представляет все расходы, эти затраты, которые должны быть. И самое главное, он это должен обосновать».
На какие цели требуются дополнительные средства
В новом постановлении правительства говорится, что объемы финансирования проекта могут быть изменены по итогам госэкспертизы. Но в июне вице-премьер Марат Хуснуллин заявлял, что стоимость строительства «радикально» не вырастет. Он же обещал, что ЦКАД достроят в следующем году, и, скорее всего, так и будет, считает гендиректор информагентства «Строительство» Александр Гусев: «Хуснуллин — достаточно жесткий человек в принятии решений. Есть надежда, что к 2021 году ее все-таки откроют. Тут главное сейчас, чтобы не получилось, что опять будут просить деньги через год, потому что финал будет близок, а чего-то будет не хватать опять, будет уже не совсем хорошо».
Как отмечают собеседники “Ъ FM”, многие проблемы при строительстве ЦКАД — следствие плохой проработки проекта. Год назад глава «Автодора» Вячеслав Петушенко в беседе с “Ъ”, объяснял это тем, что в 2009-м, когда проектировали магистраль, денег было немного и хватало других приоритетных проектов. Сейчас, правда, ситуация похожая.
В конце июня открылось движение по участку ЦКАД от Можайского до Новорижского шоссе. Его протяженность 23 км. Как сообщал тогда вице-премьер Марат Хуснуллин, участок открыли на шесть месяцев раньше.
Общая протяженность ЦКАД — больше 500 км.