Скромное обаяние Толи Дукалиса
«Привет, Толян!», «Здорово, Дукалис!» – несется отовсюду, стоит ему выйти из дому. Как бы вы реагировали на постоянные приставания незнакомых людей? Сначала это приятно, потом достает, и только потом приходит понимание: это не панибратство, люди поступают так неосознанно. Ну что поделать, если такой он, этот Сергей Селин – свой, как сосед по лестничной площадке?
«Привет, Толян!», «Здорово, Дукалис!» – несется отовсюду, стоит ему выйти из дому. Как бы вы реагировали на постоянные приставания незнакомых людей? Сначала это приятно, потом достает, и только потом приходит понимание: это не панибратство, люди поступают так неосознанно. Ну что поделать, если такой он, этот Сергей Селин – свой, как сосед по лестничной площадке? Можно запросто подойти, предложить выпить и даже не подумать об отказе. Так и делают все подряд – братки на дорогих джипах, таможенники на границах, районные алкаши. И что ж, неужели никому не отказывает? Неужели никого еще не послал куда подальше? Об этом Сергей размышлял. «Нет, – говорит, – послать нельзя. И не потому, что имидж попорчу. И даже не из боязни обидеть. Скорее страшно разочаровать человека в чем-то светлом, добром». Однажды они с приятелем, тоже знаменитым артистом, отдыхали в Крыму. Во время пикника к трапезничающим актерам подошла группка детей с протянутыми для автографов листочками. «Слушайте, дайте в конце концов поесть!» – возмутился приятель Сергея. То выражение детских лиц Сергей помнит до сих пор…
Иногда взглянешь на добродушную фигуру Селина и – откуда ни возьмись – де жа вю. Где же мы могли это видеть? «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро». Не правда ли, эта «ворчалка» звучала бы вполне естественно из уст Сергея? Оказывается, это не случайное сходство. Поступая в театральный, Сергей хранил в душе именно образ Леонова. Он и сейчас внимательно изучает, как работал этот мудрый круглый человек, стараясь понять секрет его творческого обаяния.
Вполне возможно, что Сергей-то и станет преемником всенародно любимого «Вини-Пуха», а значит, у нас снова появится именно такой – долгожданный, как теплая погода, необходимый, как родительская любовь, – смешной Герой с мудрыми глазами.
А еще Сергей грустит о несбывшейся мечте – уже никогда ему не сняться у Шукшина. «А ведь я типичный шукшинский герой», – сокрушается он. И даже жизнь его вполне могла бы стать материалом для рассказа сибирского гения. В его провинциальной семье – двое балетных и двое цирковых, а сам Сергей с детства прозван Артистом. После школы рванул в Москву, прочел для покатывающейся со смеху комиссии серьезный текст и – восвояси, обратно в Воронеж. Армия в обнимку с тромбоном и трубой, а потом два года в институте мясо-молочной промышленности. Естественно, не выдержал, сбежал, на волне отчаянной решимости сходу поступил во ЛГИТМиК. Ну и как необходимый элемент рассказа – традиционные подработки дворником и грузчиком.
А в финале рассказа Шукшин бы обязательно упомянул до слез трогательную историю: как-то Сергей, добрая душа, отдал половину только что полученной зарплаты женщине с табличкой «Помогите похоронить сестру». А через год встретил ее в метро с другой, такой же жалобной, табличкой. И так это его подкосило, так разочаровало в людях, настолько лицо его окаменело в этот момент, что соседи по вагону даже помощь предлагать стали… Может, именно отсюда эта боязнь разочаровать кого-либо?
Вот такой он, «крепкий мужик» Сергей Селин. Живой, ранимый, способный удивляться. Даже законам шоу-бизнеса, к которому имеет непосредственное отношение. Рассказывает, что, выступая в московской «России», они с коллегами по «Ментам» заметили, что все артисты, участвовавшие в «сборнике», за полчаса до финиша скучковались возле кулис. «Здорово как, болеют за своих!» – растрогался Сергей. Позже выяснилось, что эстрадники выстраивались на поклон. В строгом соответствии с рангом. Самые крутые – в центре, менее удачливые – по краям. Некоторые перед самым выходом умудрялись резко прорваться вперед. «Менты» скромно пристроились скраешку. «И представляете, – смеется Сергей, – все абсолютно букеты, кроме одного, доставшегося Кристине, подарили нам!»
Ах, да, забыли сказать нечто важное для тех, кто воспринимает Селина исключительно как мента. Арсенал его ролей гораздо богаче: работа в Академическом театре драмы имени Пушкина, Театре на Фонтанке, съемки в изысканных лентах Мамина «Барабаниада» и «Бакенбарды», участие в концептуальных фильмах «Шизофрения» и «Комедия строгого режима»… И будущие работы, которые непременно будут и непременно порадуют.