Латвийский журналист рассказал, как убьют промышленность Белоруссии - Автотранспорт: легковой и грузовой

Латвийский журналист рассказал, как убьют промышленность Белоруссии

Латвийский журналист рассказал, как убьют промышленность Белоруссии

Территория Рижского вагоностроительного завода в наши дни. Иллюстрация: Andrey-krasniy.livejournal.com.

Известный в Латвии журналист и публицист Юрий Алексеев обратился на портале RuBaltic.ru к жителям Белоруссии с рассказом о том, как будут убивать их промышленность. Алексеев напомнил, что на днях объявил о полном и окончательном банкротстве последний монстр советской индустрии в Латвии — Рижский вагоностроительный завод (РВЗ). «Да вы его наверняка знаете: электрички с гордыми латышскими буквами RVR до сих пор кое-где катаются по территории бывшего СССР. Расскажу, как он умер. В начале 1990-х в Латвию пришла „независимость“ и вместе с нею — полный дикий жирный капитализм. „Рижская вагонка“ тогда чувствовала себя вполне неплохо. У этого предприятия был огромный задел на будущее, просто фантастический. Кто занимался бизнесом, тот знает, что главное в бизнесе — лояльность клиентов, чтобы купившие однажды у вас какую-то вещь „зависли“ на ваших товарах-услугах надолго. А вот представьте: у вас есть такой бизнес, который автоматом обеспечивает лояльность ваших клиентов на полвека… И РВЗ имел таких клиентов на территории с населением в 300 миллионов! Электрички с буквами RVR на морде до сих пор еще кое-где катаются по всей территории бывшего СССР», — пишет Алексеев.

«Дело в том, что подвижной состав железных дорог имеет срок службы 30−50 лет. Да, именно так, ЖД — очень консервативный вид транспорта. Но каждые 5 лет вагоны требуют среднего ремонта, каждые 10 — капитального. Каждые 20 — модернизации. А куда клиент пойдет ремонтировать свою обветшавшую электричку? Да к производителю, конечно! Тем более что для этого не надо совершать каких-то сложных манипуляций. Подцепил пару-тройку требующих ремонта поездов к тепловозу (хоть в Москве, хоть в Ташкенте, хоть во Владивостоке) — и через неделю они уже в Риге, и над ними колдуют опытные мастера от производителя. Меняют колесные пары, моторы, обновляют салоны… Это вам не „дядя Вася“ в провинциальном депо с кувалдой и ломом. И да, первые годы латвийской независимости у РВЗ не было проблем с заказами. Новые электропоезда бывший СССР закупать перестал, денег не стало. Но зато увеличились заказы на ремонты. Ремонты — дело верное, клиент деньги платит — куда ж он денется? Но на ремонтах нельзя жить вечно: можно долго латать штаны, но приходит момент, когда их пора менять на новые…», — отмечает журналист.

В 2010-х, по его словам, для РВЗ наступил момент, когда заказов на ремонт почти не стало. «Штаны износились окончательно. А что было взамен у РВЗ новенького? Да ничего! От слова вообще! Дело в том, что начале 1990-х РВЗ отдали на приватизацию с той мыслью, что придут „эффективные менеджеры“, которые „разовьют латвийский железнодорожный гигант“ до космических высот. Отдали за копейки. Иностранцам… А „эффективные менеджеры“ первым что сделали — упразднили конструкторское бюро, которое рисовало на своих кульманах новые проекты электричек. Зачем им инженеры-конструкторы? Они только даром хлеб едят! А зачем им производительные цеха? „Эффективные менеджеры“ снимали сливки с ремонтов. А заодно, сокративши территорию завода за счет производительных цехов, отдали ее в аренду под склады-магазины-бани с девочками. С чего тоже имели прибыток. Изрядный. И вот теперь тема „эффективности“ этого менеджмента окончательно исчерпалась. Последние жалкие остатки великого РВЗ на днях банкротировали», — констатирует Алексеев.

«Вы будете смеяться, но по территории современной Латвии ездят электрички — самые древние во всей Европе, а возможно, и в Азии. Те самые — RVR. Сто раз латаные-перелантаные, с десятью слоями краски на боках, произведенные еще в 1970-х годах. А богоспасаемая Латвия сейчас проводит конкурс на закупку электричек-трамваев на Западе. Страна/республика СССР, имевшая свой профильный огромный завод! И что главное: Латвия по европейским законам/регулам не имеет права купить у собственного завода ни электрички, ни трамвая без „международного“ конкурса. Даже из соображений — дать рабочие места своим гражданам. Евросоюз протекционизм запрещает. А в открытом конкурсе, понятно, РВЗ проиграет. Его продукция отстаёт от „лучших европейских образцов“. Спасибо „эффективным менеджерам“», — отмечает публицист.

Он приводит и обратный пример. «В Минске есть такой завод — „Белкоммунмаш“. Там было все ровно наоборот. При СССР это городское коммунальное предприятие занималось текущим ремонтом городских трамваев-троллейбусов. Меняло сиденья, порезанные хулиганами, сгоревшие лампочки в фарах… А в конце 1990-х оно начало производить! Сначала — троллейбусы, потом — трамваи. Из обычной городской ремонтной мастерской это предприятие стало производителем. Спасибо Батьке, который выдал госкредиты под условный процент и обязал все городские хозяйства страны покупать только СВОЙ транспорт. Пусть сначала — неказистый, но когда у предприятия есть гарантированный сбыт, оно может развиваться и совершенствоваться. Китайское промышленное чудо родилось именно так. Сейчас техника „Белкоммунмаша“ уже катается по 40 городам России и других стран; сам ездил в Питере на их троллейбусе — хороший троллейбус. А в самих Минске/Гомеле/Витебске других-то и нет. Я не видел… Я бывал на „Белкоммунмаше“ 4 раза. Первый раз в конце 1990-х, последний — в конце 2010-х. Своими глазами видел, как растет это предприятие. Трудно, напрягаясь, но растет… В этой жизни ничего не бывает просто. В современной буржуазной жизни так: если ты — покупатель, тебя оближут со всех сторон, только плати деньги. Если ты — производитель, то тебя всегда и везде захотят убить. Делайте выводы, братья белорусы», — заключает Юрий Алексеев.

Напомним, что вышеописанная судьба постигла в Латвии и другие промышленные гиганты советского времени. Поскольку жалобы на разгром промышленности звучат довольно часто, бывший видный деятель движения за выход Латвии из СССР Дайнис Иванс обратился к соотечественникам со страниц издания Neatkarīga Rīta Avīze («Независимая утренняя газета»). По его словам, жители Латвии довольно часто не ценят того, что имеют — свободы. «Однако, этот ген свободного человека крайне сильно закрепился в латвийцах. Это они демонстрируют и во время кризиса в Белоруссии», — уверяет Иванс.

«Думать об оздоровительном гене „Балтийского пути“ меня заставил и состоявшийся недавно пикет у посольства Белоруссии в Риге. Там собралось много людей, которые строго придерживались позиции солидарности. Это нужно держать в уме — мы так просто не сдадимся. И мои белорусские друзья говорят: для нас важно, что вы поддерживаете наш путь к независимости, а не диктатора Лукашенко или российское вторжение в Белоруссию», — заключил Дайнис Иванс.

В свою очередь, латвийский премьер Кришьянис Кариньш заявил в субботу на съезде партии «Единство», что «через 10−15 лет уровень развития Латвии будет выше среднеевропейского». По его мнению, «за последние 10−15 лет Латвия пережила стремительное развитие» и в «стране есть компании, которые создают сложные высокие технологии, пользующиеся международным спросом».

Кариньш считает, что его правительство добилось ряда успехов. Политик отметил «приведение в порядок финансовой системы, в результате чего международный кредитный рейтинг Латвии достиг наиболее высокого уровня, чем когда-либо». Кариньш также подчеркнул, что государству необходима была административно-территориальная реформа, «ведь Латвия не может развиваться равномерно, если в стране есть самоуправления с населением в тысячу человек без существенной налоговой базы».

Премьер-министр также отметил, что «низкая заболеваемость Covid-19 в Латвии является общей заслугой государства и населения страны». Он добавил, что «именно способность действовать, с ответственностью относясь к выполняемому заданию, является причиной существования латышского народа на протяжении более тысячи лет, несмотря на то, что Латвию всегда окружали более населенные и сильные страны».

Кариньш отметил, что «следующими шагами является продолжение работы в сфере образования». В планы входит «не только улучшение образования с точки зрения содержания, но и приведение в порядок (читай, сокращение — EADaily) сети школ». В свою очередь в сфере здравоохранения планируется «упорядочить сеть больниц».

Источник