Викторианское будущее: шестиколесный Rolls-Royce из фильма «Лига выдающихся джентльменов» - Автотранспорт: легковой и грузовой

Викторианское будущее: шестиколесный Rolls-Royce из фильма «Лига выдающихся джентльменов»

Если ты, дорогой читатель, регулярно посещаешь кинотеатры, то уже привык к разрисованным лицам «Мстителей» и прочих «Людей Икс», взирающих на тебя с афиш. Ведь потенциал героев комиксов современным киноделам кажется столь великим, что позволяет лепить по паре-другой блокбастеров ежегодно, делая при этом неплохую кассу. И чтобы не «париться» о голодном будущем (т.е. жизни без омаров, шампанского Crystal и штучных суперкаров типа Bugatti Veyron), новое поколение режиссеров тратит «золотовалютные» сборы cо своих фильмов не столько на покупку дорогущих игрушек, сколько на производство все новых боевиков. Их сюжет не особенно отличается от того, что ты видел годом ранее, зато количество персонажей с приставкой «супер» растет в геометрической прогрессии. Одни объединяются в Лиги, другие пытаются уничтожить планету, третьи мстят, а четвертые только собираются мстить всем подряд. Словом, конвейер. И пусть мистер Сингер с братьями Руссо сколько угодно претендуют на оригинальность, впервые идею кроссовера (т.е. пересечения) воплотили на большом экране задолго до них. Случилось это в далеком 2003 году, в приключенческой ленте под названием «Лига выдающихся джентльменов».

Чем же вышеупомянутый фильм отличается от всего того, что выдают за высокое искусство в наши неспокойные дни? Хм, у этого кино масса уникальных особенностей. Взять хотя бы исполнителя главной роли, Шона Коннери. «Супершпион всех времен» вряд ли подписался на участие в этом проекте, если бы считал его сомнительным. К тому же ему выпал символичный персонаж – охотник-чемпион, для которого сие приключение стало последней в жизни авантюрой. Стоит отметить и пеструю компанию, которой верховодил сэр Шон: все как один – герои знаменитых приключенческих романов XIX века. Вызывает любопытство и время действия – Европа на рубеже веков, т.е. у самого порога технической революции. Короче говоря, пытливому глазу есть, за что зацепиться. Поэтому если тебе, читатель, интересно посмотреть на повзрослевшего Тома Сойера, узнать, что из себя представляет Наутилус и во всех подробностях рассмотреть первое чудо технического прогресса, «Немомобиль», пройдем со мной на закрытый показ «Лиги выдающихся джентльменов»!

Жертвы прогресса

Лепить в кино образ мистического героя – значит нагло, а порой и дословно, «передирать» его с письменного источника. Причем источником этим служат даже не книги, а комиксы, которые уже и в консервативной, чопорной Англии признали жанром искусства. Так что традиции, установленные кинематографом, в конце ХХ века не только прижились на Альбионе, но и получили там мощное развитие. При этом британские комиксы выгодно отличались от американских аналогов и были ориентированы на искушенную публику.

1 / 2 Постеры фильма и обложка комикса

2 / 2 Постеры фильма и обложка комикса Статьи / История

Cadillac Miller-Meteor: звездный путь вэна «Охотников за привидениями»

– Опель, седан. Мазда, купе. Фольксваген, хэтчбек…, – мой четырехлетний племянник всегда любил перечислять машины по пути в детский сад. Его папа работает дальнобойщиком, и Егор, как всякий мальчишка…

21931 2 23 Кроме своеобразной рисовки и легко узнаваемой стилизации, их авторы предлагали читателям альтернативные миры, основанные на множестве литературных источников. Но чтобы понять всю подоплеку такого чтива, «клиент» должен быть основательно подкованным в литературе, истории, политике и даже в моде. Слыть эрудитом то есть.

Едва ли не главной особенностью английских графических новелл является время действия – викторианская эпоха (вторая половина XIX века), в которой паровые машины достигают своего расцвета. Такая стилистика нередко эволюционирует в стимпанк – мрачную антиутопию с безумными учеными, продажными шпионами и прочими асоциальными элементами. Подобная концепция очень быстро нашла свою аудиторию, а следовать ей пытались художники-популисты со всего света.

Больше других на этой ниве преуспел Алан Мур, выпустив у независимого издателя свой сериал «Из ада». Сей автор не был «зеленым писакой»: в 1980-х он даже получил премию «Хьюго» за достижения в области научной фантастики. Долгое время Алан состоял в штате DC Comics, потом перешел в Image Comics, став первым в этом жанре англичанином, работающим в США. Как правило, ему доставались самые темные персонажи вроде Бэтмена и Болотной твари. За океаном Мур запустил несколько собственных проектов, таких как «Хранители» и «V – значит Вендетта». Но цензура и всевозможные авторские обязательства держали писателя в рамках, поэтому вскоре его нервы сдали, и он перешел на вольные хлеба, где не брезговал оккультизмом и порнографией.

1 / 8 Вся Лига в сборе. Слева на право: охотник Аллан Квотермейн (Шон Коннери), Капитан Немо (Насредин Шах), доктор Генри Джекил/ Эдвард Хайд (Джейсон Флеминг), Мина Харкер (Пета Уилсон), Дориан Грей (Стюарт Таунсенд), Человек-невидимка Родни Скиннер (Тони Каррен) и агент американской разведки Том Сойер (Шейн Уэст).

2 / 8

3 / 8

4 / 8

5 / 8

6 / 8

7 / 8

8 / 8 Затем весьма успешная серия комиксов «Из ада» навела Мура на мысль создать более глубокий викторианский мир, но населить его не чужеродными супергероями из-за океана, а родными персонажами приключенческой литературы. Так появилась «Лига выдающихся джентльменов».

Специальный отряд Ее Величества

За годы, проведенные на чужбине, через Алана прошло множество картонных героев, которым он попытался придать хоть какую-то индивидуальность. Штаты, помешанные на цензуре и политкорректности, рубили на корню любые смелые начинания. Потому и мрачная сага «Хранители» получилась «немногословной», достоинством всего в 12 выпусков. Разочарованный писатель вернулся на родину оголодавшим по качественным историям, выходящим за рамки контркультуры. Создать таковую мистер Мур (в соавторстве с художником Кевином О’Нилом) посчитал своей главнейшей обязанностью.

1 / 5 Мистер Хайд во всей красе!

2 / 5 Концепты-арты чудовища выглядят многообещающе, а вот его киношный вариант уж очень напоминает Халка…

3 / 5 Создание экранного образа Хайда было крайне сложной задачей, потребовавшей взаимодействия нескольких отделов.

4 / 5 В ход шли особые углы съемки, компьютерные образы, модели, аппликации и даже актеры-карлики.

5 / 5 Поэтому его викторианскую Англию будоражило от тайных обществ, правительственных заговоров, коррупции и мятежей. Пропасть между сословиями граждан была огромной: богачи без стеснения предавались излишествам и пороку, а разъяренная нищета выплескивала свой гнев в потасовках с полицией. Прибавь, читатель, сюда вспышки эпидемий, терроризм, геноцид и прочие экзотические способы умерщвления масс, и ты получишь образчик истинного стимпанковского трэша, так любимого Муром. Протагонисты здесь – плоть от плоти своего времени, опасные и порочные. Да и разве можно вырастить иные добродетели в таких-то условиях?

Взять к примеру, Аллана Куотермейна. В приключенческом цикле Райдера Хаггарда это «великий белый охотник», патриот, расширяющий границы Британской империи, преданный друг Ее величества. Но у Мура мы видим дряхлого старика, циника и опиумного наркомана, сломленного человека, уставшего за свою долгую жизнь от потерь и разочаровавшегося в былых идеалах. Его единственной мотивацией для членства в Лиге стало безразличие. В самом деле, как разница, чем заниматься: гасить рассудок в наркотическом дыму или дырявить пулями супостатов?

Все прочие экстраординарные джентльмены ничуть не лучше Куотермейна. Капитан Немо, к примеру, – отважный мореход, гениальный изобретатель и прогрессивный ученый. Но весь свой талант и энергию он тратит на бесперспективную войну с английским флотом. Хоули Гриффин, он же Человек-невидимка – знаменитый селекционист, злоупотребляет своим открытием, воруя реликвии, убивая полицейских и насилуя студенток британских пансионатов просто из развлечения. Наконец, доктор Генри Джекил – выдающийся химик, раздавлен лживой моралью общества, отчего создает сыворотку, которая выпускает на свободу его альтер эго, Эдварда Хайда. Одержимый пороком, этот звероподобный маньяк превращает своего создателя в безвольную марионетку, а сам бесчинствует вволю.

1 / 3 Герои и злодеи «Лиги». Сэру Коннери не составило большого труда все время сохранять на лице злобную мину.

2 / 3 Он быстро пожалел о своем участии в съемках и не питал надежд на счастливое будущее фильма: «Этот опыт заставил меня задуматься о шоу-бизнесе. Я понял, что мне надоело иметь дело с идиотами…

3 / 3 Пропасть между теми, кто понимает в кино, и теми, кто раздает бюджеты, расширяется. И в нее начинает течь дерьмо. Ты появляешься в фильме, а потом понимаешь, что режиссер все просрал». Верховодит в этой пестрой компании, как ни странно, женщина. Вильгельмина «Мина» Мюррей (в замужестве Харкер) сумела пережить знакомство с Дракулой, графом вампиров Брэма Стокера. Эта встреча лишила девушку супруга, зато полностью изменила ее личность. В комиксе Мина является карикатурной суфражисткой (так в Британии называли первых борцов за женское равноправие), способной морально задавить даже такое животное, как мистер Хайд. Некоронованной элитой Лиги являются Кэмпион Бонд – предок всем известного супершпиона, и Майкрофт Холмс – родной брат знаменитого сыщика. Ну а главными врагами викторианской Англии были и остаются профессор Мориарти и Фу Манчу. В общем, все яйца в одной корзине.

Летний блокбастер

Голливудский продюсер Дон Мерфи был одним из первых, кто разглядел в экранизации комиксов золотую жилу. В эпоху шаблонных боевиков фильмы про супергероев выгодно отличались своим контекстом, привнося даже в кровавое действо элемент сказки. Зрители все больше велись на такие истории, поэтому мистер Мерфи плотно общался со многими авторами графических новелл. В 1998 году поиски нового сюжета привели кинодела к Алану Муру и его «Лиге выдающихся джентльменов». Лучшей идеи для летнего хита просто нельзя было найти. Мерфи отправил запрос в «20th Century Fox», и получив от тамошних боссов добро, стал подыскивать сценариста.

1 / 9 Скетч-арты Наутилуса и кадры из фильма.

2 / 9 Снимаю шляпу перед художниками-аниматорами: они проделали огромную работу, чтобы вдохнуть в лодку жизнь.

3 / 9 Каждая мелочь, каждый элемент декора выполнен в единой стилистике превращая машину в диковинный организм.

4 / 9 Кроме того, Наутилус снабжен таким оборудованием, о котором остальному миру только предстоит узнать (сложная система навигации, энергопитание от солнечных батарей).

5 / 9 Выражаясь языком самого капитана Немо, это не лодка, а «меч океанов».

6 / 9

7 / 9

8 / 9

9 / 9 Обработать подходящим образом данный материал оказалось непросто. Оригинал Мура не только изобиловал насилием, расчлененкой и нецензурной лексикой, он еще имел серьезную литературную основу, без знания которой действие теряло всякий смысл. Адаптировать все это под американского зрителя мог лишь автор, знакомый с каждым заимствованным произведением серии. Поиски претендента затянулись, окончившись через год все в той же Британии. Джеймс Дейл Робертсон уже имел дело и с комиксами, и с большим экраном, так что прекрасно понимал законы обеих стихий. В первом случае нужно было ликвидировать все, что выбивалось за рамки цензуры, вот втором – сделать сюжет и его героев как можно понятнее американскому зрителю. Ну и, конечно, добавить действию зрелищности!

Так в паромеханической вселенной будущего фильма появилось автоматическое ручное оружие, бронекостюмы и даже танки. Неразбериха с авторскими правами смела с арены Кэмпиона Бонда и Хоули Гриффина. Так как права на классического Человека-невидимку принадлежали компании Universal, его место занял некто по имени Родни Скиннер – вор-рецидивист, похитивший формулу невидимости. Мина из укушенной Дракулой феминистки превратилась в полноценную вампиршу, способную, впрочем, жить при солнечном свете. Ей в любовники достался литературный поп-идол XIX века, Дориан Грей. Также круг действующих лиц расширился юным, но подающим большие надежды Томом Сойером, американским разведчиком, призванным разбавить этот чисто «английский клуб». Последний, к слову, был единственным представителем американской литературы, в узнаваемости которого сам Робертсон был уверен на 80-90% процентов (все прочие просто не выписывались в базовую образовательную программу США).

1 / 4 В каналах Венеции гигантской подлодке тесновато.

2 / 4 Но и здесь Наутилус полон сюрпризов: места, где не может пройти он, достанут самонаводящиеся снаряды его орудий.

3 / 4 Пригодился бы и батискаф-наутилоид, замаскированный под иллюминатор, но сей аппарат был так некстати угнан мистером Греем.

4 / 4 Когда со сценарием, наконец, было покончено, Дон Мерфи, куратор проекта, стал искать режиссера. «Лиге» нужен был человек, понимающий специфику экранизации комиксов. Но в этом непопулярном еще жанре работало не так много специалистов. А успешные проекты такого рода и вовсе можно было пересчитать по пальцам одной руки. Стивен Норрингтон со своим «Блейдом» происходил из их числа, поэтому режиссеру сделали предложение, от которого тот не смог отказаться. Оставалось лишь определиться с бюджетом и начинать.

У нас на руках был отличный сценарий с множеством равнозначных героев. Но я собирался сделать летний блокбастер. Чтобы все было правильно, мне нужна была сумма не меньше $ 100 млн. А чтобы получить ее, я должен был получить звезду! Дон Мерфи продюсер

1 / 6 – Что это? – Господа, прошу на борт! Я называю это «автомобилем». Это будущее (Капитан Немо).

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6 Rolls-Royce длина и ширина 6,7 и 2,74 метра Самыми звездными среди персонажей «Лиги» оказались вампирша Мина и охотник Куотермейн. Среди актрис первой величины подходящими были лишь Джулия Робертс и Моника Беллуччи. Но первая была уже занята на съемках социальной драмы, а вторая отказалась от предложенной роли, не раздумывая. Чертовски жаль – из Моники вышла бы эффектная предводительница… Поэтому главную роль переписали под мужского персонажа, а сценарий подсунули Шону Коннери. Шельма-продюсер знал, что актер, дважды отказавшись от «сомнительных» проектов, «Матрицы» и «Властелина колец», которые вскоре стали коммерческими хитами, кусал себе локти и просто не мог сплоховать в третий раз. Так что Мерфи не сомневался в успехе. Его улыбка не поблекла даже тогда, когда от $78-миллионного бюджета пришлось оттяпать нехилый кусок в $17 млн. для гонорара Коннери. Ну а сэр Шон в свою очередь признался, что давно искал подходящую роль, чтобы «эффектно уйти с большого экрана на пенсию». Взаимные расшаркивания и бумажная волокита продлились до 2002 года, после чего на съемочной площадке «Лиги выдающихся джентльменов», наконец, прозвучала команда «Мотор!»

Подмоченная репутация

Если бы у фильма был не такой хваткий продюсер, как Дон Мерфи, «Лига» имела бы все шансы на то, чтобы стать очередным голливудским долгостроем. Запустить этот дорогостоящий, неповоротливый механизм оказалось делом трудным, но еще труднее было удержать его от срыва в пропасть. Судьба проекта постоянно висела на волоске.

1 / 10 Размеры The Nautilus Car: длина – 6,7 метра, ширина – 2, 74 метра. Всего было построено два таких экземпляра. Один участвовал в трюках, другой использовался для крупных планов.

2 / 10

3 / 10

4 / 10

5 / 10

6 / 10

7 / 10

8 / 10

9 / 10

10 / 10 Проблемы начались со знакомства главной звезды «Лиги» и ее режиссера. Норрингтон и Коннери не понравились друг другу с первых минут, а за полгода съемок эта антипатия превратилась в неприкрытую ненависть. Стивен считал актера «напыщенным зазнавшимся старым индюком», а сэр Шон не желал слушать команды «неадекватного молокососа, который был на 30 лет младше». Если бы не крепкая выдержка Коннери, дело могло бы закончиться даже дракой, но когда конфликт перерос в истерику, тот молча удалился со съемочной площадки.

Что касается режиссера, то он бросался на каждого, кто попадал в пределы его видимости. Невзирая на статус наемного работника, Норрингтон очень переживал за то, что ему доверили такой дорогостоящий фильм, и из кожи вон лез, чтобы все получилось по высшему классу. По этой причине и география съемок оказалась столь обширной: Ванкувер, Лондон, Мальта, Прага. Хотя Мерфи выделил львиную долю бюджета на спецэффекты, режиссер хотел максимальной достоверности от природных и городских ландшафтов.

Я знаю Стивена. Он – природная аномалия. Он прекрасный режиссер, но он аномалия. Ему не нравится этот бизнес, что очевидно. Дон Мерфи продюсер

К слову, на постройку декораций тратились гигантские суммы. Интерьеры только одного «Наутилуса» обошлись в $7 млн. А ведь были еще масштабные сражения, перестрелки, погони, в которых задействовали бессчетное количество бутафоров, костюмеров, постановщиков трюков, актеров массовки… Уследить за всем в этом густонаселенном «цирке-шапито» оказалось едва ли выполнимой задачей, тем более, что переезжать с места на место приходилось довольно часто. А тут еще знаменитое августовское наводнение в Праге, обернувшееся чуть ли не библейским потопом! Стихийное бедствие уничтожило почти все декорации «Наутилуса», сведя на нет многомесячную работу сотен специалистов… Злой рок, будто бы обладавший собственным разумом, не давал фильму родиться.

1 / 11 После съемок «Лиги» выжил только один The Nautilus Car. Компания Prop Store, занимающаяся реализацией киношного реквизита, полностью восстановила этот Rolls-Royce, даже салон перетянув бежевой кожей в соответствии с его образом. В 2015 году аукционный дом Coys выставил машину на торги при начальной ставке в €25 тыс.

2 / 11

3 / 11

4 / 11

5 / 11

6 / 11

7 / 11

8 / 11

9 / 11

10 / 11

11 / 11 И все же команде мастеров под предводительством художника-постановщика Кэрол Спайер удалось невозможное. Ребята не просто создали потрясающие декорации, а ввели в фильм новых действующих лиц. Одним из них, без сомнения, стал «Наутилус». Благодаря кропотливой, точной и очень убедительной работе подводная лодка превратилась в олицетворение духовных принципов капитана Немо, этого человека-загадки. Наутилус – это не только символ технического прогресса, это еще и внутренний мир его хозяина.

У нас получился своего рода подводный Тадж Махал – белый, таинственный, самодостаточный и неописуемо прекрасный. Корабль украшен изысканной резьбой и предметами искусства. Немо гордится его красотой и мощью. Этот корабль – полноценный герой фильма. Насредин Шах (Капитан Немо)

 

1 / 4 Диаметр каждого из шести колес равен 24 дюймам. А специальная гидравлика приподнимает массивный кузов почти на 10 дюймов над землей.

2 / 4 Диаметр каждого из шести колес равен 24 дюймам. А специальная гидравлика приподнимает массивный кузов почти на 10 дюймов над землей.

3 / 4 Диаметр каждого из шести колес равен 24 дюймам. А специальная гидравлика приподнимает массивный кузов почти на 10 дюймов над землей.

4 / 4 Диаметр каждого из шести колес равен 24 дюймам. А специальная гидравлика приподнимает массивный кузов почти на 10 дюймов над землей. У «Лиги выдающихся джентльменов» был и другой символ, шестиколесный Немомобиль. В сценах гонок по узким улочкам Венеции он проносится серебряной молнией, намертво приковывая к себе взгляды зрителей. Даже если бы в фильме не было ничего, кроме этой удивительной машины, его все равно стоило бы увидеть хоть раз. Тем более, что Немомобиль – вовсе не бутафория. Его ходовая часть была построена в Лондоне компанией Retromotoring. Она отличается двойным рулевым управлением, снабжена передним приводом, независимой подвеской и мотором LSE 4,2 V8 от Range Rover. Его стеклопластиковый кузов, имитирующий слоновую кость, отлили уже в Праге по эскизам Кэрол Спайер. Этому художнику также принадлежат все элементы викторианского декора, которыми обильно украшен автомобиль.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6 Из-за низкой посадки инженеры снабдили машину гидравлической системой увеличения клиренса – иначе ее было невозможно безопасно выгрузить с передвижной платформы. Несмотря на то, что Немомобиль так и не получил допуска до трасс общественного пользования, дублеру Шейна Уэста удалось как следует его протестировать. На съемках машина разгонялась до 95 км/ч (хотя каскадер утверждал, что его максимальная скорость составляет 160 км/ч), проехав вдоль венецианских каналов, по колоннадам и узкому мосту.

Потрясающий автомобиль! Рядом с ним Бэтмобиль выглядит просто глупо. Мне самому пришлось на нем поездить, и я еще никогда не испытывал ничего подобного. Это что-то сногсшибательное. Шейн Уэст (Том Сойер)

Эпилог

1 / 2 Смерть Аллана Куотермейна оказалась для Коннери символичной: после трудных съемок «Лиги» актер, как и обещал, ушел на пенсию.

2 / 2 Смерть Аллана Куотермейна оказалась для Коннери символичной: после трудных съемок «Лиги» актер, как и обещал, ушел на пенсию. Премьера «Лиги Выдающихся джентльменов» состоялась 11 июля 2003 года. Общие сборы фильма в прокате принесли киноделам почти $180 млн. Это был совсем не тот результат, на который надеялись боссы «20th Century Fox», но и провальным блокбастер тоже назвать нельзя. Низкие рейтинги кинокритиков и равнодушие у публики можно объяснить тем, что создатели «Лиги» хотели угодить всем и сразу. Быть может, если бы режиссеру удалось держать себя в руках, а продюсеру настоять на большем соответствии с письменным источником, судьба этого проекта сложилась бы иначе. И все же, талантливым мастерам из съемочной группы «Лиги» удалось создать Немомобиль – один из самых странных, но, безусловно, харизматичных «movie car» в истории большого кино. Спасибо им и за это.