Самары, которых не было: существовали ли тарга, универсал и купе на базе ВАЗ-2108
Советские автомобилисты недостаток информации щедро компенсировали собственной богатой фантазией, домысливая и придумывая несуществующие факты и «создавая» на словах модели и модификации автомобилей, которых никогда не существовало в реальности. При этом об интересных прототипах, так и не пошедших в серию, многие из них не слышали до сих пор. Статьи / История
Номенклатурное лакшери: история разработки ГАЗ-3102
"Улучшенная" Волга также могла принести заводу и стране валютный доход, ведь за рубежом уже тогда обращали внимание не только на линейные габариты автомобиля, но и на его комплектацию, уровень отделки и опции, повышающие…
20524 3 0 Еще во время выхода и новая Волга ГАЗ-3102, и переднеприводный Москвич обросли целыми гроздьями мифов, которые мы не без успеха уже развенчали. Однако тольяттинские автомобили также регулярно являлись предметом мифотворчества – по крайней мере, это с уверенностью можно сказать про версии Жигулей для рынка Северной Америки или роторно-поршневые, о которых мы вспоминали совсем недавно.
Чтобы отделить зерна от плевел, сегодня мы попытаемся вспомнить редкие вариации на базе переднеприводной Самары и выяснить, какие из них существовали реально (пусть и в нескольких экземплярах), а какие были плодом фантазии или продуктом самостоятельного творчества энтузиастов – то есть, не имели никакого отношения к АвтоВАЗу. Об одной такой «виртуальной модификации» ВАЗ-2113 для немецкого рынка мы уже как-то подробно писали, а сейчас пришло время рассмотреть необычные типы кузова автомобилей «восьмого семейства».
Самара-тарга
Как известно, переднеприводная Самара выпускалась с несколькими разновидностями кузова – трех- и пятидверные хэтчбеки (ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 соответственно), а также четырехдверный седан ВАЗ-21099. В советский период, не считая произведенных за рубежом «Наташи» с открытым кузовом типа кабриолет и мягким верхом, а также версии Fun с кузовом типа «ландо» (металлическая крыша спереди и мягкий верх в задней части кузова) серийные Спутники и Самары существовали только в таком виде.
Однако исключение действительно было: в 1988 году в Центре Стиля УГК ВАЗа был изготовлен опытный образец автомобиля ВАЗ-2108 Тарга. Как нетрудно догадаться исходя из названия, этот прототип отличался от обычной «восьмерки» двухобъемным кузовом типа родстер с несъемной центральной дугой.
Самара с кузовом тарга на эскизах дизайнера Владислава Пашко
Прототип ВАЗ-2108 Тарга (1988 год)
При этом, как и полагается по канонам кузовостроения, на вазовском концепте тарги панель крыши можно было демонтировать, благодаря чему кузов превращался в некое подобие кабриолета – то есть, автомобиля с открытым верхом.
К слову, иногда автомобилисты ошибочно употребляют термин «тарго», хотя правильный вариант – именно «тарга». Это название прижилось после одноименной гонки Targa Florio, в которой принимал участие Porsche 911 Targa с таким типом кузова.
На фото: Прототип Porsche 911 Targa (1965 год)
На фото: Porsche 911 Targa
В шестидесятые годы и 912-й, и 911-й Porsche предлагались с кузовом типа тарга
Ряд немецких, итальянских и американских производителей выпускали небольшие партии автомобилей с кузовом типа тарга — как правило, это были спортивные автомобили. Кроме Porsche, в таргостроении были замечены такие марки как Ford, Chevrolet, Pontiac, Toyota, Honda и Nissan.
На фото: Toyota Supra ma70
На фото: Nissan 300ZX
На фото: Chevrolet Camaro Z28 T-top
На фото: Pontiac Firebird Trans Am
Решение задней части Nissan EXA напоминает вазовский концепт с кузовом тарга. Или наоборот?
Кроме конструкции крыши, двухдверный автомобиль отличался необычным решением задней части, которая по виду напоминала среднее арифметическое между седанами ВАЗ-21099 и ВАЗ-2115, а также чешским кабриолетом Lada Bohemia. Интересно, что уже в 1988 году на опытном образце ВАЗ-2108 Тарга установили так называемые «длинные» крылья и капот, которые доходили до блок-фар. Важная деталь — наличие продольной перемычки, усиливающей жесткость открытого кузова (так называемый T-Top или T-Roof). Это решение встречалось на многих автомобилях с кузовом типа тарга. Кроме того, на вазовском концепте большие опускные стекла заменили более короткими, а к рамке лобового стекла примыкали небольшие треугольные стекла-форточки.
1 / 3 ВАЗ-2108 тарга – необычный концепт, который на первый взгляд казался двухдверным купе
2 / 3 ВАЗ-2108 тарга – необычный концепт, который на первый взгляд казался двухдверным купе
3 / 3 ВАЗ-2108 тарга – необычный концепт, который на первый взгляд казался двухдверным купе Статьи / История
Тридцать два года «зубилу»: ностальгический тест-драйв ВАЗ-2108
Мы неоднократно вспоминали факты, связанные с историей первого тольяттинского переднеприводника: раскрывали роль немецкой компании Porsche в разработке Спутника, сравнивали «восьмерку» с немецким Volkswagen Scirocco…
28871 7 31 «Таргосамара» выглядела весьма симпатично, и в таком виде у автомобиля были все шансы обрести популярность на Западе – например, у средиземноморских покупателей. Однако был изготовлен всего один автомобиль и один кузов. По имеющимся данным, в 1992 году кузов утилизировали, а немного позже та же участь постигла и саму машину.
Мифический универсал
Переднеприводная Самара стала единственным легковым автомобилем ВАЗ, гамма модификаций которого не предусматривала кузова типа «универсал». Если у Жигулей были «двушка» и «четверка», то у переднеприводного первенца – только хэтчбеки и седан, в то время как все более поздние семейства («десятка», Приора и Калина) обзавелись пятидверными «вагонами».
Действительно, техническое задание на семейство проекта «Гамма» (ВАЗ-2108) не предусматривало кузова типа универсал. Скорее всего, это было связано с большими технологическими сложностями, которые возникли бы при переделке хэтчбека в универсал, в то время как все модели Самар были максимально унифицированы по «кузовщине». Во-вторых, весь опыт в «универсалостроении» к тому моменту у вазовских инженеров сводился к скрещиванию задней части кузова ВАЗ-2102 с «пятерочным» передком. К тому же в момент выхода Спутника на рынок работы над «четверкой» были только-только завершены, а сама модель как раз вставала на конвейер. То есть, выпускать еще один универсал особой необходимости не было.
1 / 6 По понятной причине на большинстве изображений виртуальный универсал на базе Самары показан в профиль.
2 / 6 По понятной причине на большинстве изображений виртуальный универсал на базе Самары показан в профиль.
3 / 6 По понятной причине на большинстве изображений виртуальный универсал на базе Самары показан в профиль.
4 / 6 По понятной причине на большинстве изображений виртуальный универсал на базе Самары показан в профиль.
5 / 6 По понятной причине на большинстве изображений виртуальный универсал на базе Самары показан в профиль.
6 / 6 По понятной причине на большинстве изображений виртуальный универсал на базе Самары показан в профиль. Тем не менее, уже с начала двухтысячных годов в рунете мелькали различные изображения универсалов как на базе ВАЗ-21099, так и на основе «пятнадцатой» модели.
Несмотря на то, что изображения Самары с кузовом универсал встречаются во всемирной паутине, реально подобную машину никто так и не сделал.
Вынуждены огорчить поклонников такого типа кузова — все эти «автомобили» являются лишь плодом фантазии и результатом «фотошопа». В реальности же универсалы на базе Самары не выпускались.
Интересно, что у некоторых представительских (!) седанов европейского производства существовали подобные «неожиданные» модификации – причем отнюдь не фейковые рисунки в графические редакторах, а вполне реальные экземпляры! Так, кузовное ателье Wolters Stein переделало в универсал… BMW седьмой серии (Е23), а компания Binz осуществила аналогичную модернизацию легендарного «стосорокета»!
1 / 5 Такой могла быть Самара: у Fiat Regata существовала «универсальная» модификация, которая внешне схожа на «рендеры» на базе ВАЗ-21099.
2 / 5 Такой могла быть Самара: у Fiat Regata существовала «универсальная» модификация, которая внешне схожа на «рендеры» на базе ВАЗ-21099.
3 / 5 Такой могла быть Самара: у Fiat Regata существовала «универсальная» модификация, которая внешне схожа на «рендеры» на базе ВАЗ-21099.
4 / 5 Такой могла быть Самара: у Fiat Regata существовала «универсальная» модификация, которая внешне схожа на «рендеры» на базе ВАЗ-21099.
5 / 5 Такой могла быть Самара: у Fiat Regata существовала «универсальная» модификация, которая внешне схожа на «рендеры» на базе ВАЗ-21099. Универсал на базе седана BMW E23 от Wolters Stein Garage.
Стосорокет-сарай: компания CADFORM разработала универсала на базе Mercedes S-класса в кузове W140, который в нескольких десятках экземпляров выпустила фирма BINZ.
Как бы неестественно это ни смотрелось на фото, оно действительно существовало в реальности! В то время как «живые» универсалы на базе «зубила» автору этой статьи так и не встречались.
Самопальные “купе”
Зато в реальности неоднократно попадались двухдверные седаны – этакий симбиоз хэтчбека ВАЗ-2108 и четырехдверного ВАЗ-21099 с трехобъемным кузовом. Мы не зря взяли слово «купе» в подзаголовке в кавычки – даже после переделки двухдверную Самару нельзя отнести к этому типу кузова. Для таких машин существует специальный термин «тудор» – им обозначаются автомобили с двухдверным кузовом типа седан, которые имеют такую же колёсную базу, как соплатформенный хэтчбек или четырехдверный седан.
Настоящее же купе отличается от других типов кузова не только меньшим количеством дверей, но и укороченной колёсной базой. При этом багажник должен быть выделен в один объем не только визуально, но и конструктивно – то есть, заднее стекло при этом должно быть жестко закреплено на кузове, а не подниматься вместе с крышкой багажника. Именно поэтому, например, Hyundai Coupe, невзирая на название, является всего-навсего трехдверным хэтчбеком, а не купе.
1 / 7 Несмотря на название корейский Hyundai Coupe – ни разу не купе, а обычный трехдверный хэтчбек, пусть и весьма эффектный внешне.
2 / 7 Несмотря на название корейский Hyundai Coupe – ни разу не купе, а обычный трехдверный хэтчбек, пусть и весьма эффектный внешне.
3 / 7 Несмотря на название корейский Hyundai Coupe – ни разу не купе, а обычный трехдверный хэтчбек, пусть и весьма эффектный внешне.
4 / 7 Несмотря на название корейский Hyundai Coupe – ни разу не купе, а обычный трехдверный хэтчбек, пусть и весьма эффектный внешне.
5 / 7 Несмотря на название корейский Hyundai Coupe – ни разу не купе, а обычный трехдверный хэтчбек, пусть и весьма эффектный внешне.
6 / 7 Несмотря на название корейский Hyundai Coupe – ни разу не купе, а обычный трехдверный хэтчбек, пусть и весьма эффектный внешне.
7 / 7 Несмотря на название корейский Hyundai Coupe – ни разу не купе, а обычный трехдверный хэтчбек, пусть и весьма эффектный внешне. Однако вернемся к нашим «зубилам». В отличие от автомобилей на базе «десятого» семейства, двухдверные трехобъемные Самары, как и универсалы, на самом АвтоВАЗе никогда не выпускались, поэтому любое «купе» является самоделкой.
Существовали два варианта, использовавшие в качестве исходных «доноров» как хэтчбек ВАЗ-2108, так и четырехдверный седан «девять-девять».
1 / 3 В 2000 году автор этой статьи также развлекался «купированием» переднеприводных седанов – причем еще даже не в Adobe Photoshop, а в стандартном Microsoft Paint!
2 / 3 В 2000 году автор этой статьи также развлекался «купированием» переднеприводных седанов – причем еще даже не в Adobe Photoshop, а в стандартном Microsoft Paint!
3 / 3 В 2000 году автор этой статьи также развлекался «купированием» переднеприводных седанов – причем еще даже не в Adobe Photoshop, а в стандартном Microsoft Paint! При «купировании восьмерки» у неё отрезали заднюю часть и приваривали корму седана, а также меняли панель крыши, чтобы обеспечить переход к третьему объему и получить проём заднего стекла. При этом боковые стёкла «ноль восьмой» в заднюю боковину уже не вставали.
1 / 2 ВАЗ-2108 1986 года, переделанная в двухдверный седан путём «приращивания» задней части от «девяностой девятой».
2 / 2 ВАЗ-2108 1986 года, переделанная в двухдверный седан путём «приращивания» задней части от «девяностой девятой». Обладатели «девяносто девятых» кузовов переделывали их в двухдверки путём вваривания в кузов фрагмента боковины ВАЗ-2108 с центральной стойкой и сращивания её с родным задним крылом. А «короткие» передние двери меняли на «длинные» от «восьмерки», которые вставали в свою боковину, как родные.
1 / 4 Хроника хирургии: путём вваривания «ноль восьмой» боковины четырехдверный седан превращается в псевдокупе.
2 / 4 Хроника хирургии: путём вваривания «ноль восьмой» боковины четырехдверный седан превращается в псевдокупе.
3 / 4 Хроника хирургии: путём вваривания «ноль восьмой» боковины четырехдверный седан превращается в псевдокупе.
4 / 4 Хроника хирургии: путём вваривания «ноль восьмой» боковины четырехдверный седан превращается в псевдокупе.
1 / 3 Тудор в процессе: двухдверный кузов ВАЗ-21099 после завершения сварочных работ. Осталась покраска.
2 / 3 Тудор в процессе: двухдверный кузов ВАЗ-21099 после завершения сварочных работ. Осталась покраска.
3 / 3 Тудор в процессе: двухдверный кузов ВАЗ-21099 после завершения сварочных работ. Осталась покраска.
Самодельная двухдверка смотрелась как минимум ничуть не хуже, чем обычный ВАЗ-21099.
1 / 4 Этот ВАЗ-2108 1986 года переделали в купе необычным способом – укоротив крышу и оставив длину заднего свеса такой же, как у «восьмерки».
2 / 4 Этот ВАЗ-2108 1986 года переделали в купе необычным способом – укоротив крышу и оставив длину заднего свеса такой же, как у «восьмерки».
3 / 4 Этот ВАЗ-2108 1986 года переделали в купе необычным способом – укоротив крышу и оставив длину заднего свеса такой же, как у «восьмерки».
4 / 4 Этот ВАЗ-2108 1986 года переделали в купе необычным способом – укоротив крышу и оставив длину заднего свеса такой же, как у «восьмерки».
1 / 4 Технически купе на базе «пятнашки» ничем не отличалось от двухдверок на базе ВАЗ-21099. Однако передняя и задняя часть, разумеется, были «свои».
2 / 4 Технически купе на базе «пятнашки» ничем не отличалось от двухдверок на базе ВАЗ-21099. Однако передняя и задняя часть, разумеется, были «свои».
3 / 4 Технически купе на базе «пятнашки» ничем не отличалось от двухдверок на базе ВАЗ-21099. Однако передняя и задняя часть, разумеется, были «свои».
4 / 4 Технически купе на базе «пятнашки» ничем не отличалось от двухдверок на базе ВАЗ-21099. Однако передняя и задняя часть, разумеется, были «свои».
1 / 4 Volkswagen Jetta MKII существовала и в виде двухдверного седана, причем серийно.
2 / 4 Volkswagen Jetta MKII существовала и в виде двухдверного седана, причем серийно.
3 / 4 Volkswagen Jetta MKII существовала и в виде двухдверного седана, причем серийно.
4 / 4 Volkswagen Jetta MKII существовала и в виде двухдверного седана, причем серийно.
1 / 6 Audi 80B2, как и более «народная» Jetta, также предлагалась с двумя боковыми дверями. При этом центральная стойка была решена точно так же, как на обычном четырехдверном седане этого поколения.
2 / 6 Audi 80B2, как и более «народная» Jetta, также предлагалась с двумя боковыми дверями. При этом центральная стойка была решена точно так же, как на обычном четырехдверном седане этого поколения.
3 / 6 Audi 80B2, как и более «народная» Jetta, также предлагалась с двумя боковыми дверями. При этом центральная стойка была решена точно так же, как на обычном четырехдверном седане этого поколения.
4 / 6
5 / 6
6 / 6 Конечно, жесткость кузова и в первом, и во втором случаях вызывает вопросы – по крайней мере, в тех местах, которые соединялись незаводскими швами… Однако несколько экземпляров подобных «псевдокупе» можно встретить как в России, так и на Украине, причем некоторые владельцы эксклюзивной версии даже озадачивались их легализацией, то есть законным оформлением модернизации кузова.
Некоторые украинские владельцы даже узаконили переделку «восьмерки» в двухдверный седан, совместив её с установкой передка от ВАЗ-2115.
Часто хозяева не ограничивались переделкой, а также дорабатывали экстерьер и интерьер для того, чтобы необычная модель смотрелась еще «круче».
Челнок – необычность ради функционала
В отличие от предыдущих «проектов в стиле фэнтези», двухместный фургон ВАЗ-1706 с собственным названием «Челнок» действительно выпускался на АвтоВАЗе с 2000 по 2003 годы. Как нетрудно догадаться по боковым дверям, в качестве донора платформы была использована «восьмерка», однако заднюю подвеску позаимствовали у универсала ВАЗ-2111. Несмотря на короткий задний свес, под стеклопластиковым колпаком Челнока скрывалась внушительная грузовая платформа объемом свыше двух кубометров.
Автомобиль выпускался также и компанией ВИС в двух версиях – ВИС-2347 на базе Самары, а также ВИС-2348, созданный на платформе ВАЗ-2115.
Челнок – необычность ради функционала.
1 / 2 Пикапы от ВИС выпускались на базе и первого, и второго поколений Самары.
2 / 2 Пикапы от ВИС выпускались на базе и первого, и второго поколений Самары. Конечно, это далеко не все интересные версии Самары – можно вспомнить, к примеру, и полноприводный Тарзан – этакий симбиоз кузова «восьмерки» с узлами и агрегатами от полноприводной Нивы. Однако в данном материале мы хотели вспомнить не столько те автомобили, которые точно существовали, а скорее, выяснить, каких же Самар в реальности никогда не было – так сказать, расставить точки над i, отделив фантазии от действительности.
ОпросЖалеете ли вы, что каких-то модификаций Самары не существовало?