Мэрия Москвы анонсировала «Народный каршеринг» - Автотранспорт: легковой и грузовой

Мэрия Москвы анонсировала «Народный каршеринг»

Мэрия Москвы анонсировала «Народный каршеринг»

Руль с правом передачи

Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов анонсировал запуск в городе «Народного каршеринга»: любой гражданин сможет сдать свой простаивающий у офиса или дома автомобиль в аренду. «Ваша машина сможет заработать вам деньги, а городу — помочь разгрузить дороги»,— обещает чиновник. Два года назад эту идею анонсировал мэр Москвы Сергей Собянин, но проект реализован не был. Московским властям, говорят эксперты и участники рынка, предстоит придумать механизм удобного переоформления штрафов с камер на пользователей автомобиля, гарантировать владельцам компенсацию ущерба от аварий и снизить стоимость безлимитного ОСАГО.

О нововведениях в транспортной сфере Максим Ликсутов рассказал в своей авторской колонке на https://transport.mos.ru. В частности, речь идет о запуске сервиса (с соответствующим мобильным приложением) под названием «Народный каршеринг». «Вы сможете сдать свой автомобиль в качестве сервиса краткосрочной аренды, когда вы им не пользуетесь,— написал господин Ликсутов.— По статистике, более 90% времени личный автомобиль проводит без движения. Ваша машина сможет заработать вам деньги, а городу — помочь разгрузить дороги. Мы будем внимательно смотреть профили пользователей — на наличие опыта вождения и стажа управления транспортным средством». Собственник машины сможет выбрать, кому отдать машину в аренду (исходя из опыта, возраста водителя и т. д.) и где ее получить обратно. Сроки запуска сервиса в пресс-службе департамента транспорта Москвы назвать не смогли, дополнительных подробностей также нет.

Мэрия Москвы анонсировала «Народный каршеринг»

Руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

В столице система кратковременной аренды автомобилей существует с 2015 года. Тарифы шести крупных операторов каршеринга составляют от 3 до 8 руб. в минуту; участвует 27,5 тыс. машин (на 10 тыс. меньше, чем до пандемии). Сервис «Народного каршеринга» впервые предложил создать в августе 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин, но идея реализована не была. За рубежом услуги P2P-каршеринга широко распространены, например, в США (turo.com и Getaround), Великобритании (Hiyacar), Дании (GoMore).

Запустить сервис технически несложно, уверен координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов: оборудование для управления замком машины с мобильного приложения стоит около 18 тыс. руб. (с установкой).

Однако владельцы авто нацелены больше не на поминутную, как в традиционном каршеринге, а на долгосрочную аренду, когда человек уезжает в командировку или жить в другой город на несколько месяцев, поясняет эксперт. «Если мэрия предложит гибридную льготу и для каршеринга, и для частного использования одного и того же автомобиля, это будет мощный толчок для развития всего P2P-каршеринга»,— считает основатель Youdrive Борис Голиков. Компания с 2019 года запустила сервис под названием Youdrive Pool, в нем участвует 400 машин, но он скорее рассчитан на желающих купить машину специально для сдачи в аренду и получения дохода. Автовладельцу для сдачи машины понадобится безлимитное ОСАГО, а это сейчас нетипичный и дорогой продукт, уточняет основатель международного P2P-сервиса Darenta Олег Грибанов. Такая страховка недавно подорожала: повышающий коэффициент для расчета тарифа увеличился с 1,87 до 1,97 с 5 сентября (вступили в силу новые тарифы «автогражданки»).

Московскому правительству надо придумать технологию, которая позволит штрафы с камер выносить на пользователя машины, чтобы собственник не тратил время на обжалование, предупредил еще об одной проблеме Петр Шкуматов. Придется также урегулировать вопрос с парковочными разрешениями (позволяют оставлять бесплатно каршеринговые машины в платных местах), добавляет сооснователь сервиса BelkaCar Екатерина Макарова:

«Бизнес операторов существует во многом благодаря разрешениям парковаться, как быть с личными авто — открытый вопрос».

Установить телематическое оборудование в машину не так просто, добавляет госпожа Макарова. «Каждая модель, которая появляется в парке оператора каршеринга, проходит ряд тестов и исследований, прежде чем оборудуется всеми необходимыми модулями,— поясняет она.— Поэтому в каршеринговых сервисах нет сотен моделей, добавление каждого нового автомобиля — отдельный проект».

Максим Ликсутов также пообещал запустить систему, которая позволит с помощью дорожных камер «видеть «опасных» водителей на дорогах и немедленно передавать эту информацию в полицию, чтобы предотвращать крупные ДТП с пострадавшими»: «Говорю о тех, кто грубо превышает скорость, устраивает резкие и многочисленные перестроения, проезжает на красный сигнал светофора». Механизм определения «опасных» водителей и последствия для них вице-мэр не пояснил. Термин «опасное вождение», напомним, введен в ПДД в 2017 году: неоднократное совершение одного и того же или нескольких разных нарушений, таких как резкое перестроение, торможение, ускорение, несоблюдение безопасной дистанции, препятствование обгону и т. д. Планировалось установить штраф в 5 тыс. руб. за опасное вождение, законопроект приняли в первом чтении в 2017 году, с тех пор движения нет. Новая норма будет включена, вероятно, в новый КоАП, проект которого (в том числе возможная санкция за опасное вождение) в данный момент обсуждается Минюстом и МВД.

Иван Буранов

Источник