Попытки Армении столкнуть Россию и Турцию обречены на неудачу — эксперты
С чем связаны последние масштабные военные учения Турции и Азербайджана — с июльским обострением на границе с Арменией или с учениями российской армии на Кавказе? Военно-политический союз Анкары и Баку направлен против Еревана или также ограничивает влияние России и Ирана в Закавказье? Готовится ли Азербайджан к широкомасштабной войне? На эти вопросы корреспондента EADaily ответили экс-глава МИД Азербайджана Тофиг Зульфугаров и директор кавказского аналитического центра Ахмед Алили.
— В эти дни завершились военные учения Турции и Азербайджана. Связаны ли они с июльским обострением на границе или с последними учениями российской армии на Кавказе?
Тофиг Зульфугаров: Я думаю, имеется прямая связь со всеми этими событиями. Более того, основные учения прошли в Нахичевани, а это подчеркивание со стороны Турции своих обязательств в отношении Нахичеванской автономии, исходящих из Московского договора. Поэтому тут связь прямая. Турция квалифицировала последний события как агрессию против Азербайджана, и поэтому решила подчеркнуть, что во время этих событиях она рядом с Азербайджаном и военными учениями, и заявлениями отдельных официальных лиц.
Ахмед Алили: Я думаю нужно идти несколько дальше и связывать эти учения с обострением российско-турецких отношений в целом. Все началось еще тогда, когда Турция начала операцию в Сирии по 35-километров буферной зоне, а затем мы увидели противостояние в Идлибе, и только потом мы увидели переговоры между Путиным и Эрдоганом, где на дипломатическом поле президент России переиграл своего соперника.
После этого была пауза, но началось вхождение Турции в Ливию, и там турки смогли достичь определенных успехов, а сейчас, даже если бы не было товузских событий (обострения ситуации на армяно-азербайджанской границе — ред.), то Анкара нашла бы способ показать, что они готовы противостоять России на Южном Кавказе. Но товузские события стали хорошей причиной для турок, чтобы показать свою силу и влияние. То есть эти учения нужно рассматривать как противостояния Москвы и Анкары в разных регионах, в том числе и на Южном Кавказе.
Я очень надеюсь, что это противостояние будет оставаться в пассивной фазе, и даже если между Азербайджаном и Арменией что-то случится, то Турция и Россия будут балансировать друг друга, не вступая в активное противостояние. Южный Кавказ слишком маленький для противостояния таких стран как Турция и Россия. На сегодня ситуация настолько чувствительна, что малейшее обострение может привести к глобальной войне. Поэтому я считаю, что Анкара и Москва должны балансировать друг друга, а не вмешиваться в конфликт. Думаю, что должны начаться переговоры между армянами и азербайджанцами региона.
— Можно ли сказать, что окончательно сформировался военно-политический союз Анкары и Баку? И направлен он только против Еревана или также ограничивает влияние Москвы и Тегерана в регионе?
Тофиг Зульфугаров: Военно-политический союз между странами начал формироваться достаточно давно и прошел определенные стадии. Сейчас он квалифицируется как стратегическое партнерство и речь, прежде всего, идет о региональных угрозах в отношении Азербайджана. Потому что трудно представить себе участие азербайджанской армии в других точках мира, там, где Турция противостоит своим недругам. В данном случае это военно-политический союз, и он прежде всего, касается угроз независимости, суверенитета и экономических интересов.
Что касается Ирана, то мы видим определенную трансформацию в позиции руководства этой страны. Становится очевидно, что Иран и его политическая элита выступают за проведение более дружественной политики в отношении Азербайджана и на базе этого пытаются строить отношения с другими странами. Во всяком случае, реакция Ирана в отношении товузских событий показала, что иранская позиция больше близка к Азербайджану.
Ахмед Алили: Это то, что Баку просил у Анкары очень долгое время, но они решили задуматься об этом серьезно после того, как увидели, что в опасности могут оказаться нефтегазовые трубы, которые, в первую очередь, выгодны им самим, а потом уже странам ЕС.
Но тут нужно сказать, что Турция вступила в эту игру не только от своего имени, но и чувствуется поддержка Запада. Как показывают последние события, сейчас Анкара и Вашингтон смогли договориться по ряду вопросов. Об этом свидетельствует ряд общих заявлений лидеров двух стран. Именно поэтому Турция начала решительно действовать в направлении Южного Кавказа. Потому что сейчас роль Азербайджана сильно возросла, особенно из-за Центральной Азии, где усиливается Китай. Геополитическая роль Центральной Азии возрастает, а потому и роль Азербайджана как транзитной страны тоже растет. Поэтому и для Брюсселя, и для Вашингтона отношения с Баку сейчас имеют стратегический характер. В свою очередь Турция пытается воспользоваться данной ситуацией в противостоянии с Россией и укрепляет тут свои позиции.
— Ваше мнение об этих учениях? Азербайджан готовится к широкомасштабной войне?
Тофиг Зульфугаров: Появление в театре военных действий такого оружия как самолет F-16, это серьезный аргумент. Такого рода оружие не могло тут появиться без молчаливого согласия США. Это показывает, что в случае войны, доминирование азербайджанского оружия будет обеспечено.
Также нужно сказать, что это происходит на фоне ухудшения отношений между Арменией и Россией. Мы увидели, как Россия не поддержала Армению и не собирается этого делать в будущих военных действиях. Поэтому сейчас наступает очень важный период для армянской политической элиты, а именно займут ли они более конструктивную позицию в отношении переговоров или нет. Надежд на это, откровенно говоря, не много, учитывая то, что власти в Армении делают ставку на популизм, а потому можно сказать, что регион движется в сторону широкомасштабных военных действий.
Еще бы хотел подчеркнуть, что активизация Турции в нашем регионе не могла не быть согласованной с высшим российским руководством. Это должны понимать в армянском политическом истеблишменте, чтобы у них иллюзий о столкновении Турции и России не было. И более того, Россия не будет защищать территориальные амбиции Армении. Поэтому попытки Армении столкнуть Россию и Турцию обречены на неудачу. Повторюсь, без обсуждения Анкары и Москвы, Турция бы в таком масштабе на Южном Кавказе не появилась бы.
Ахмед Алили: Товузские события очень многое показали, и практически стали точкой отсчета для решения карабахского конфликта. Несмотря на то, сейчас официально погибло всего 16 человек с обеих сторон, и это несравнимо с масштабами апреля 2016 года, но политические, геополитические и социальные последствия товузских событий намного больше, чем апрельских боев. Я думаю, что товузские события стали точкой отсчета решения карабахского конфликта. Процесс пошел и после того, как народ вышел во двор с требованием войны у руководства страны появились еще более сильные карты в переговорном процессе.
Если же не будет никаких продвижений в карабахском направлении, то внутри страны появятся силы, которые будут обещать взятие Карабаха. Это будет создавать внутреннее напряжение в Азербайджане, и я думаю, что политические силы в Азербайджане это понимают.