Русская история: с севера на юг и с запада на восток — мнение - Автотранспорт: легковой и грузовой

Русская история: с севера на юг и с запада на восток — мнение

Русская история: с севера на юг и с запада на восток — мнение

Андрей Афанасьев. Иллюстрация: yandex.net

Публицист Сергей Мардан решил рассказать про то, как нам смотреть на русскую историю. Знаю Сергея лично и, читая текст, ловил себя на мысли, что писал либо не он, либо он жутко торопился и не старался — такое у журналистов тоже бывает. Общий смысл статьи — в заголовке «у русской истории нет границ», мы союз равноправных народов и прочая не вяжущаяся с фактами пропаганда образца позднего СССР. Мои подписчики прекрасно знают, что я не бегаю с черепомеркой и считаю, что, если человек сам себя называет русским, любит Россию и является носителем нашей культуры, — этого вполне достаточно.

Для начала разберу несколько пассажей автора, мимо которых не смог пройти:

«В истории Великой России есть место для всех ее бесчисленных героев. Образно говоря, там хранится память и об иноке Пересвете, и о татарском богатыре Челубее. Там есть славное место и для генерала Ермолова, и для несгибаемого Шамиля, присягнувшего на верность Белому Царю».

Дорогой Сергей, не умаляя военных талантов ни Челубея, ни Шамиля, хотел бы узнать, в чем их заслуга перед Великой Россией? Ведь если мы говорим «герой Великой России», значит, подразумеваем, что человек для России что-то хорошее сделал. Чем послужили России Пересвет и генерал Ермолов, мы более-менее знаем. Расскажите же о других людях, упомянутых в Вашем тексте. Возможно, Вы получили доступ к рассекреченным документам.

Движемся далее:

«Еще в середине XVIII века назвать Волгу русской рекой и символом России мог только большой фантазер. Волга была фронтиром, ничейной землей, линией, где соприкасалась Русь и Великая Степь. А сейчас сложно придумать другой более „русский“ символ. Разве что — Сибирь. А ведь и с Сибирью всего сто лет назад все было совершенно иначе».

Фантазер может многое, например найти Великую Степь, с которой Российская империя граничила в середине XVIII века. Откройте карту нашей страны 1689 года и убедитесь в том, что уже много веков эта замечательная река текла по территории одной страны, а упомянутые Вами фронтиры находились на юге Урала, в Америке и предгорьях Кавказа. На Волге стоят древние русские города Ржев, Старица, Тверь, Углич, Ярославль, Кострома, Кинешма, Нижний Новгород. Вы о чем вообще? О Казани с Астраханью? Так к упомянутому Вами времени уже и они были в составе нашей страны около двух веков. Волга — река русская, русские по ней еще из варяг в греки плавали. А живут на ней разные народы, ходят друг к другу в гости и поздравляют по праздникам.

И далее:

«Концепция „монголо-татарского ига“ много лет была привычна и даже комфортна (мы же победили на Куликовом поле), но, честно говоря, добровольно вычеркивать 400 лет русской истории, которые прошли в составе империи Чингизидов, сегодня выглядит диким невежеством».

Учитывая, что Монгольская империя появилась в начале XIII века (обычно упоминается 1206 год), пришла на Русь почти через полвека, а в 1480 году было уже Стояние на реке Угре (когда все закончилось окончательно), то даже с большой натяжкой речь идет о 240 годах, никак не о 400. Как можно писать такое и рассчитывать, что после этого Ваши исторические взгляды будут воспринимать серьезно? Надеюсь, это опечатка и Вы имели в виду 200. Иначе мне даже сказать нечего.

Никто не вычеркивает период татаро-монгольского ига из нашей истории, просто ему дается соответствующая оценка. Оно, кстати, во многом катализировало процесс формирования централизованного русского государства. Но не благодаря мудрым действиям ханов, а вопреки им — как национально-освободительное движение.

У каждой страны и каждого народа есть корень — место, откуда «все началось». Для России это Волхов, Ладога и Новгород. Русские двигались с севера на юг и с запада на восток. По пути мы прирастали другими народами. Одни бесследно растворялись в русском море, другие — сохраняли национальную идентичность, но шли рядом, присягнув русскому царю. Империя возможна только в таком формате.

Когда императору присягают, используя священный текст. Происходило это по разным причинам. Иногда добровольно, потому что было выгодно и удобно, иногда — после «принуждения к миру». Чтобы предотвратить набеги на свои земли, нужно подняться в горы и убедить тех, кто набеги устраивает, больше так не делать. Чтобы прекратить торговлю рабами в Крыму (это была крупнейшая точка работорговли в Европе XVIII века), нужно прийти на место и убедить местных не угонять твоих людей в рабство, потому что это — плохо.

Никто не принижает ценность и красоту других народов нашей страны. Но государство строил народ русский, а другие, по мере присоединения к процессу, ему помогали. Это и есть имперский подход.

Источник